Урок Классика в современном мире Когда речь заходит об искусстве, термин «классика»



Скачать 93.63 Kb.
страница1/3
Дата20.01.2019
Размер93.63 Kb.
ТипУрок
  1   2   3



Урок 1. Классика в современном мире

Когда речь заходит об искусстве, термин «классика» звучит очень часто. Классическая архитектура, классический танец, композиторы-классики… Что же означает это слово?


На этом уроке

Вы узнаете:

  • Что означает слово «классика», чем оно отличается от термина «классицизм».

  • Какие музыкальные произведения принято называть «классикой жанра»

  • Какие приёмы музыкального развития использовали композиторы-классики.

Вы научитесь:

  • Отличать повтор от варьирования, варьирование от разработки

Вы повторите:

  • Названия музыкальных стилей

  • Имена композиторов, которые жили и творили в эпоху барокко.

  • Имена композиторов – венских классиков.


Ключевые слова

Классика, стиль, барокко, классицизм, романтизм, развитие, повтор, варьирование, разработка

В переводе с латинского classicus значит совершенный, образцовый.

Классические произведения отличает особая гармония, равновесие между отдельными элементами. В них сочетается идеальная внешняя форма и глубокое художественное содержание. Их красота вызывает восхищение и уважение. Люди признают их совершенство и сравнивают с ними творения других мастеров. Классические шедевры нередко служат образцом для подражания в творчестве последующих поколений.

В музыке термин «классика» применяется не только к произведениям, созданным в далёком прошлом. Наряду с сочинениями Иоганна Себастьяна Баха, Фридерика Шопена классическими считаются произведения Дмитрия Шостаковича, Альфреда Шнитке, созданные относительно недавно – в XX веке.

Новые течения в искусстве часто бросают вызов классическим традициям. Композиторы-новаторы говорят на новом, незнакомом языке. Их сочинения звучат непривычно, странно. Современники не сразу смогли понять и принять музыку Мусоргского, Прокофьева. Но потом, через некоторое время, их произведения были оценены по достоинству. И сегодня они входят в золотой фонд мировой музыкальной культуры. В таких случаях говорят, что музыка прошла проверку временем.

Бывает и так, что время безжалостно стирает из памяти поколений мелодии, которые были весьма популярны в прошлом. Возможно, и некоторые современные шлягеры скоро забудутся. Но не все. Какие-то композиции тоже выдержат проверку временем. И не важно, что это – рок, джаз или рэп. В каждом музыкальном стиле и направлении есть своя классика.

Записи британского ансамбля «The Beatles», джазового оркестра Глена Миллера, рок-группы «AC/DC» называют «классикой жанра». Потому что многочисленные поклонники не мыслят музыку своего любимого направления без их творчества.

Благодаря средствам звукозаписи, наши современники могут слушать музыку разных стилей, жанров, направлений. Но так было не всегда.

Во времена Баха не только он, но и другие композиторы сочиняли музыку полифонического склада. На таком музыкальном языке говорили 300 лет тому назад все музыканты. Это был общепринятый музыкальный стиль эпохи. Музыку Баха, Генделя, Вивальди объединяет схожая манера письма, типичные приёмы музыкального развития, определённые жанры, музыкальные инструменты.

Этот стиль называют Барокко.


Композиторы эпохи Барокко



картинки по запросу гендель портрет



Иоганн Себастьян Бах

(1685 – 1750)



Георг Фридрих Гендель

(1685 – 1759)



Антонио Вивальди

(1678 – 1741)



Ему на смену пришел другой стиль - Классицизм.

Название этого стиля имеет прямое отношение к его идеалам. Классицизм старался соблюдать каноны, проверенные временем. В архитектуре такие образцы были – это античные храмы и статуи. А вот о музыке можно было судить только по косвенным свидетельствам – упоминаниям в письменных текстах древних греков и римлян.

Но в любом случае композиторы, писавшие в этом стиле, старались соблюдать равновесие, правильные пропорции в своих музыкальных сочинениях.

Судьба трёх величайших представителей этого стиля – Гайдна, Моцарта и Бетховена — была связана с австрийским городом Веной. Поэтому их часто называют венскими классиками.



Композиторы – венские классики

картинки по запросу йозеф гайдн





Йозеф Гайдн

(1732 - 1809)



Вольфганг Амадей Моцарт

(1756 - 1791)



Людвиг ван Бетховен

(1770 - 1827)



Затем на смену классицизму пришёл романтизм, а после – импрессионизм и ещё целая вереница других стилей… И у каждого поколения музыкантов было своё представление о прекрасном, свой излюбленный круг образов и художественных идеалов. С развитием музыкальных стилей постепенно оттачивались и приёмы музыкального развития.

Музыка – одно из самых неуловимых видов искусства. Любая мелодия живет во времени. Звуки переходят один в другой, чередуются аккорды, регистры, голоса разных музыкальных инструментов …. Слушая или исполняя музыку, мы на некоторое время словно погружаемся в любимую песню, композицию, живём с ней одной жизнью. Именно поэтому музыкальное развитие опирается на законы человеческого восприятия.

Самым простым приёмом музыкального развития является повтор.

Повторение характерно и для других видов искусства:

- повторяются элементы в архитектурных сооружениях;

- повторяются мотивы в орнаментах народных промыслов, предметах декоративно-прикладного искусства;

- повторяются отдельные слова, фразы, обороты в устном фольклоре разных народов: сказках, прибаутках, песнях.

Но бесконечное повторение одной и той же мелодии может быстро наскучить. В колыбельных повторы помогают усыпить, убаюкать ребенка. А вот в других жанрах музыканты предпочитают немного менять первоначальную мелодию, ритм, аккомпанемент. Этот приём называется варьирование. Например, в русской народной плясовой к основной, хорошо узнаваемой мелодии каждый раз добавляется что-то новое.

В творчестве композиторов эпохи барокко, а затем и венских классиков такой приём музыкального развития тоже был очень популярен. На его основе возникла особая форма музыкальных произведений – вариации.

Иногда в музыке происходят и более значительные изменения. Первоначальная мелодия, музыкальная тема членится на отдельные фрагменты, мотивы, и уже эти мотивы варьируются, меняют свою окраску, характер. Такой принцип развития называют разработкой.

Разработка как тип музыкального развития окончательно утвердилась в творчестве венских классиков. В разработках Моцарта, Бетховена первоначальные музыкальные темы сталкиваются, и как будто дробятся на мелкие кусочки. Эти «осколки» мелодий перемешиваются, меняют свой характер. А затем в обновленном виде снова складываются в музыкальную тему.

Сам процесс развертывания такого музыкального произведения напоминает урок по литературе, когда учитель просит написать «сочинение на тему…». Например, если это сочинение на тему «Осень в моём городе», то несколько фраз, наверное, будут посвящены этому времени года. Вы, таким образом, сосредоточитесь на слове «осень». Затем, возможно, вы обратите внимание на другой элемент темы - «город». И, наконец, захотите выразить собственное отношение, сосредоточившись на местоимении «моём». Так, последовательно разрабатывая элементы, вы сможете глубоко и содержательно раскрыть тему сочинения.



В ходе следующих уроков мы ещё не раз увидим и услышим, как композиторы разрабатывают свои музыкальные темы.


Каталог: uploads -> lesson extract -> 2017-09-05 m-3-11750
2017-09-05 m-3-11750 -> Урок. В музыкальном театре. Опера Первая подлинно русская народная драма на оперной сцене – «Иван Сусанин»
2017-09-05 m-3-11750 -> Урок 15. Музыка в храмовом синтезе искусств. Неизвестный Свиридов
2017-09-05 m-3-11750 -> Урок 16. Музыка как завещание потомкам На уроке Вы узнаете: произведения Р. Щедрина «Гейлигенштадское завещание Бетховена»
2017-09-05 m-3-11750 -> Урок Почему не стареет классика?
2017-09-05 m-3-11750 -> Урок в концертном зале. Симфония
2017-09-05 m-3-11750 -> Урок от классики к современности
2017-09-05 m-3-11750 -> Урок Камерная музыка
2017-09-05 m-3-11750 -> Урок в музыкальном театре. Опера
2017-09-05 m-3-11750 -> Урок 10. Развитие традиций оперного жанра


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©muzzka.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница