Учебная программа факультативных занятий " музыка популярных жанров ХХ века"



Скачать 323.05 Kb.
страница1/17
Дата26.07.2018
Размер323.05 Kb.
ТипУчебная программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17


УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ
МУЗЫКА ПОПУЛЯРНЫХ ЖАНРОВ ХХ ВЕКА”

для 11 классов учреждений общего среднего образования

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Формирование музыкального опыта современной учащейся молодежи происходит в звуковой среде, пронизанной разно­родными шумами технократического, электронного и собственно музыкального происхождения. Современная музыка потребляется в различном функциональном качестве: для концертного испол­нения или бытового применения (танцы, любительское музи­цирование), как фон (сопровождение к рекламе, заставки в спортивных праздниках, позывные мобильных телефонов); она — и главный компонент видеоклипов, и канва для телепередач. Эта музыка формирует образ современника, чувство эпохи, а глав­ное — интересы и вкусы юного поколения, что выводит в число важнейших проблему воспитания ценностных ориентации моло­дежи в музыке популярных жанров.

Культурологами, социологами, искусствоведами подмечена одна из прогрессирующих тенденций: общение с музыкальным искусством постепенно переориентировалось с концертно-праздничного в прагматично-фоновое и развлекательно-потребитель­ское. А поп-музыка1 нередко претендует на главенствующую роль, как по всеобщему охвату слушателей, так и по умению маскироваться под подлинное искусство. Наряду с этим худо­жественное общение с академическим искусством, наоборот, сужается до круга специалистов и элитарных слушателей. Многими педагогами высказываются опасения в связи с «вытес­няющим» другие виды художественной коммуникации харак­тером «легкой» музыки — более доступной и привлекательной в молодежной среде. Это еще раз доказывает необходимость глубокого изучения популярной музыкальной культуры в учреждениях общего среднего образования.

К сожалению, современные популярные жанры недостаточно представлены в содержании государственной программы по музыке в младших и средних классах, а в старших классах вовсе отсутствует предмет «Музыка». Существует также проб­лема нехватки монографий и учебно-методических пособий, осуществляющих теоретико-методологическое и методическое обеспечение процесса эстетического воспитания учащихся сред­ствами популярной музыки2.

Возникает серьезное противоречие педагогической практики (художественные предпочтения старшеклассников находятся в сфере популярной музыки) и социального заказа (ослабить сти­хийное воздействие низкопробных образцов массовой культуры на формирование личностных качеств, эстетического сознания, духовности подрастающего поколения). В контексте концепции молодежной политики нашего государства актуальность создания данного курса подчеркивается идеологической функцией «моло­дежной музыки», рассмотрение которой красной нитью проходит в содержании изучаемого материала.

Вместе с тем, высокохудожественные произведения джаза, поп- и рок-музыки прочно вошли в «интонационный словарь эпохи» (Б. Асафьев) и обладают мощным воспитательным потен­циалом, который уже оценили западные коллеги (Германия, Америка, Япония), но который недостаточно используется в оте­чественной педагогике. С нашей точки зрения, популярная музы­ка должна быть более широко представлена на уроках и факуль­тативных занятиях. В связи с этим возникла необходимость создания курса по выбору для старшеклассников «Музыка попу­лярных жанров XX века». В определенной мере курс отражает развернутую палитру современной популярной музыки от джа­зовых импровизаций до экспериментальной рок-стилистики, саундтреков к кинокартинам или песен «русского шансона». С целью пропаганды современной национальной культуры в содержание курса включены лучшие белорусские образцы разного жанрово-стилевого направления.

Выбор названия предлагаемого курса и последовательность расположения тем программы отражают:


  1. степень популярности в среде учащихся новых жанров XX в., опору на самые известные образцы;

  2. разработанную нами схему изучения учащимися попу­лярной музыки;

  3. стремление показать связи между современной культурой и музыкой прошлого.

Специфика данной программы состоит в том, что в ней, в отличие от подобных программ факультативов3, изложение учебного материала выстроено не в соответствии с хронологией возникновения, а по принципу востребованности тех или иных жанров в юношеской аудитории от более легких для восприятия до более развитых и сложных. Вместе с тем, внутри каждой темы соблюдается последовательность этапов становления жанра (в том числе, история создания произведений, событийный ряд, творчество исполнителей, стилистика и т. п.) с учетом влияния на современную белорусскую музыку тенденций западного и российского шоу-бизнеса4.

В программе нашли отражение особенности юношеского воз­раста, связанные с психофизиологическим развитием, формиро­ванием мировоззренческих позиций и системы ценностей, уровнем развития эстетического сознания. Идея состоит в том, чтобы ненавязчиво переключать внимание учащихся с музыки современных массово-бытовых жанров на академическую; предоставить возможность увидеть разные по функциям и худо­жественным достоинствам произведения в области популярной культуры.

Кроме того, ставится задача мобильного реагирования содер­жания программы на изменение музыкальных тенденций и быстрое обновление информационно-музыкального материала, влияющих на сиюминутные интересы старшеклассников. Модульный принцип построения позволяет гибко выстраивать поурочное планирование, выделяя тот или иной модуль5 и увеличивая часы на изучение соответствующей темы. Основанием для этого могут стать как музыкально-художественные пред­почтения учителя (его «специализация» в популярной сфере или наличие необходимой учебно-методической информации)6, так и пожелания учащихся. В связи с экспериментальным характером программы в конце каждой темы7 приводятся расширенные списки произведений для разных видов деятель­ности (слушание и художественно-педагогический анализ, исполнение, игровые формы работы и т. д.).



Цель факультативных занятий
Список произведений
Тема 3. рок-музыка
Тема 4. музыкальные «сплавы»11
Тема 5. на волнах теле- и радиоэфира беларуси
Тема 6. музыка кино и телевидения
Тема 7. музыкально-сценические жанры
Тема 8. авторская песня

Каталог: images -> 2016
2016 -> Программа факультативных занятий для XI класса учреждений общего среднего образования
2016 -> Программа факультативных занятий для IX классов учреждений общего среднего образования
2016 -> Искусство древних цивилизаций
2016 -> Программа факультативных занятий для X классов учреждений общего среднего образования
2016 -> Программа учебного предмета, содержание которого направлено на развитие способностей учащихся в области хореографического искусства
2016 -> Программа факультативных занятий "Христианские ценности и художественная культура (православная традиция)" предназначена для работы
2016 -> Современный бальный танец


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17


База данных защищена авторским правом ©muzzka.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница