Русская музыка XIX века – величайшее явление в истории мировой художественной культуры



Скачать 88.69 Kb.
Дата14.08.2018
Размер88.69 Kb.

Русская музыка XIX века


Румянцева Наталья Владимировна,

преподаватель МОУ ДОД ГО «город Калининград»

«Детская школа искусств им. Т.А. Гоффмана»

Русская музыка XIX века – величайшее явление в истории мировой художественной культуры. XIX век – век невиданного, блестящего расцвета мирового искусства – подарил человечеству такое изобилие славных композиторских имен, какого не знало ни одно из предыдущих столетий.

Русские композиторы-классики, а также выдающиеся музыкальные критики В.В. Стасов и А.Н. Серов выступили убежденными последователями эстетики русских революционных демократов. Помня замечательные слова Чернышевского: «Прекрасное есть жизнь. Первая цель искусства – воспроизведение действительности…», русские композиторы XIX столетия отображали в своих творениях красоту, силу простого человека, его сокровенные думы и чувства.

Характерной основополагающей чертой русской музыкальной классики, начиная с Глинки, является ее глубокая идейно-художественная содержательность, ее подлинный реализм в отображении жизни и духовного мира народа.

Стремление русских композиторов к реализму и правде в музыке различных жанров определило значение и актуальность современной и исторических тем в их творчестве, их неослабный интерес к фольклору, к богатейшей сокровищнице народного музыкально-поэтического искусства – вечно живому неиссякаемому источнику профессиональной музыки.

Важнейшими принципами русского классического музыкального искусства наряду с реализмом были народность и демократизм. Начиная с 30-40-х годов прошлого столетия, заметно возросла сила общественного воздействия музыки на широкого слушателя. Этому способствовали доступные для широкой аудитории темы и сюжеты, жанровая основа (использование в сочинениях музыкальных тем песенного, танцевального, маршевого характера), музыкально-интонационная сфера.

Главным истоком музыкально-интонационного языка композиторов-классиков явилась народная песня. Глинка и Даргомыжский, композиторы «Могучей кучки», Чайковский и другие постоянно собирали, изучали, обрабатывали русские и иные народные песни. Балакирев, Римский-Корсаков, Чайковский и некоторые другие композиторы составили сборники народных песен, послужившие великолепным источником для создания ряда оперных, симфонических музыкальных тем. В процессе изучения и усвоения композиторами-классиками особенностей народных песен складывался их национально-самобытный, характерный творческий стиль.

При всем высоком патриотизме русских композиторов-классиков, их беспримерной любви к своей родине, своему народу, к русской национальной культуре они были чужды национальной ограниченности. Обращаясь в поисках тем и сюжетов для музыкальных произведений к русскому эпосу, литературным произведениям русских писателей и поэтов (особенно часто к пушкинской поэзии), к произведениям русского изобразительного искусства, русские композиторы XIX века с большим интересом изучали культуру, быт, национальный музыкальный фольклор других народов, охотно преломляя все это в своем творчестве.

Значительное место отведено в творческом наследии композиторов прошлого столетия теме Востока. Вспомним «Руслана и Людмилу» Глинки, «Демона» Рубинштейна, «Тамару» Балакирева, «Князя Игоря» Бородина, «Антара» и «Шехеразаду» Римского-Корсакова! Вместе с тем композиторы-классики уделяли внимание польской, итальянской, испанской, финской музыке, музыке других народов.

Лучшие музыкальные произведения XIX столетия полны любовью к человеку.

В них с большой искренностью и теплотой раскрываются душевный мир обыкновенного простого человека с его радостями и горестями. Они отмечены богатством эмоционального содержания. Особую ценность в этом отношении представляют сочинения Чайковского.

Богатому содержанию русского музыкального искусства XIX века, исполненного высокой идейности, реализма, народности и демократизма, подлинного гуманизма, соответствует совершенная художественная форма.

«Истина форм должна стоять на одной высоте с истиной содержания, но никоим образом ни та, ни другая отдельная сторона не должна преобладать в ущерб другой.» В.В. Стасов.

Русская фортепианная музыка достигла своего высшего расцвета во второй половине XIX века.

XVIII век подарил человечеству превосходный музыкальный инструмент — фортепиано.

Высокий интерес русского общества к фортепиано, большая потребность в фортепианной литературе стимулировали композиторов к творчеству в этом жанре. Такие выдающиеся музыканты первой половины XIX столетия, как Глинка, Даргомыжский, Алябьев, Верстовский, Гурилев, Варламов охотно писали для фортепиано.

Что же это была за музыка? Это многочисленные простенькие вариации и обработки популярных песен, романсов, оперных мелодий, танцевальные пьесы: вальсы, мазурки, польки и другие. То есть жанры, наиболее распространенные в русском быту.
«Перешагнув» во вторую половину XIX столетия, русская фортепианная музыка стала развиваться «не по дням, а по часам». Многие крупнейшие композиторы второй половины века внесли огромный вклад в отечественную фортепианную культуру, прославив русскую фортепианную музыку далеко за пределами своей Родины.
Одним из первых заявил о себе в середине столетия А.Г. Рубинштейн. Первоклассный пианист-исполнитель Рубинштейн оставил громадное количество сочинений, обогатив фортепианный репертуар новыми жанрами и формами.

Чаще других обращался к фортепианным жанрам М. А. Балакирев. Великолепный пианист-исполнитель, Балакирев постоянно проявлял заботу о пополнении концертного репертуара высокими Образцами русской фортепианной музыки. Он писал концерты, сонаты, пьесы других жанров.

Наиболее выдающееся из фортепианных сочинений Балакирева — восточная фантазия «Исламей» (1869). Сколько в ней огня и страсти! Какой необыкновенный эмоциональный накал!

С «Исламеем» Балакирева впервые вошла в фортепианную музыку восточная тема. Пьеса получила свое название в честь кабардинского и адыгейского народного танца в стиле лезгинки.

Совершенно иного характера сочинение — гениальные «картинки с выставки (1874) М.П. Мусоргского. Десять пьес цикла объединяются посредством вступительной «Прогулки», использованной в качестве сквозного рефрена. Снова Мусоргский выступает как новатор: подобный принцип формообразования используется в фортепианном цикле впервые.
Велик вклад в отечественную фортепианную музыку П. И. Чайковского. Редко можно встретить не только музыканта, но и просто любителя музыки, владеющего фортепиано, который не играл бы фортепианных сочинений Чайковского. Фортепианная музыка Чайковского покоряет буквально всех.

Многие выдающиеся русские композиторы, современники Чайковского, обращавшиеся к фортепиано, понимали, какое значение имел этот инструмент для развития русской национальной культуры тех лет. Но ни один из них не отразил в фортепианных сочинениях типические образы временной русской действительности столь полно, столь впечатляюще, как это сделал Чайковский.

Круг образов фортепианных пьес Чайковского был несколько уже, нежели в его сочинениях других жанров. Так, например, трагедийное начало, характерное для симфоний или опер композитора позднего периода творчества, в фортепианных пьесах почти не имеет места. Но зато мир поэтической лирики представлен в фортепианной музыке Чайковского исключительно широко и многогранно.

Чему же посвящена фортепианная лирика Чайковского?

Прежде всего — раскрытию духовного мира его современника. Как хорошо знал Чайковский человеческую душу, порой очень сложную, противоречивую! Как верно умел он передать душевное состояние человека музыкой элегической, грустной или полной радости и счастья!

Звучит Романс фа минор. Напряженный драматизм, углубленный психологизм этой волнующей пьесы позволяют представить всю силу человеческой тоски, душевного одиночества. А вот широко известный нарядный «Ната-вальс» мечтательного характера начальная мелодия вальса сменяется безудержно веселой, жизнерадостной темой. Это музыкальный портрет близкого друга семьи сестры Чайковского Наталии Андреевны Плесской.

Многочисленные страницы лирики Чайковского посвящены русской природе. Композитор поистине обожал природу. Вспомним его волнующий романс «Благословляю вас, леса» на стихи Полонского»! С какой страстью выражено в нем желание гениального художника всю природу «в свои объятья заключить»! Чайковский первый из русских композиторов создал фортепианные пьесы, воспевающие русскую природу. Его музыкальные зарисовки поэтичнейших пейзажей близки картинам Саврасова, Васильева, Поленова.

Подчас фортепианные произведения Чайковского раскрывают духовный мир человека и одновременно служат зарисовкой прекрасного пейзажа. Яркий пример — цикл «Времена года» (1875—1876) — выдающийся образец лирики Чайковского.


Каждой пьесе цикла предпослан стихотворный эпиграф, заимствованный из поэтической сокровищницы Пушкина, Некрасова, Фета, А. Толстого, Жуковского, Вяземского, Кольцова, Майкова.
Не гляди же с тоской на дорогу

И за тройкой во след не спеши,

И тоскливую в сердце тревогу

Поскорей навсегда заглуши —

это волнующее четверостишие Некрасова, помещенное перед пьесой «На тройке» (Ноябрь), вводит слушателя в определенную музыкально-поэтическую атмосферу: образ некрасовской «Тройки» подан композитором в психологическом плане, как раскрытие человеческих переживаний, связанных с зимней дорогой; изобразительный момент имеет здесь подчиненное значение.

Примечательным является и другой цикл фортепианных ( пьес Чайковского — «Детский альбом» (1878). Это первый в России классический сборник музыкальных пьес для детей. Так же, как в цикле «Времена года», композитор показывает в «Детском альбоме» жизнь во всем ее многообразии, учитывая при этом особенности детской психологии. Есть одна любопытная черта, сближающая «Детский альбом» с балетами Чайковского. Подобно тому, как в балете композитор наделяет фантастические персонажи подлинными человеческими чувствами, в «Детском альбоме», в пьесах, связанных с миром игрушек, он также воплощает человеческие чувства и переживания. Эта истинная человечность музыки «Детского альбома» привлекает к нему внимание не только детей, но и взрослых.

Жанровый диапазон фортепианного наследия Чайковского богат и разнообразен. Помимо отдельных фортепианных миниатюр и пьес, объединенных в циклы, композитор оставил ряд произведений крупного жанра. Среди них вариации на собственную тему Фа мажор (1873) и Большая соната Соль мажор (1878).

Каковы же стилистические особенности фортепианных сочинений Чайковского? Это прежде всего синтетичность. Чайковский заметно расширил стилевые возможности фортепианной музыки. Он обогатил фортепианный репертуар привнесением в него композиционных особенностей, характерных для музыки оркестровой, камерно-ансамблевой, вокальной.

Это также необыкновенная мелодическая насыщенность фортепианного стиля. Отмеченные широтой дыхания и распевностью, предельной выразительностью и красотой мелодий, фортепианные пьесы Чайковского легко запоминаются, становятся любимы самым широким слушателем.

Фортепианная лирика Чайковского воздействует на массы слушателей своей эмоциональной «открытостью», своеобразной доверительностью тона. Сочетание неповторимой красоты и обаяния мелодий, опирающихся на типические интонации городской бытовой и крестьянской песни, с непосредственностью, эмоциональностью высказывания определяет демократический характер фортепианной музыки Чайковского.


Фортепианное творчество Чайковского с его актуальными, близкими современникам темами и идеями, с его богатым мелодизмом, способным проникать в сердца миллионов людей, было тем живительным источником, который питал творчество таких разных художников, как Скрябин и Рахманинов, Метнер, Аренский, Ипполитов-Иванов. А некоторыми своими сторонами музыка Чайковского была близка и Прокофьеву.
Русское фортепианное искусство прошло столетний путь развития, когда на его горизонте засверкали две яркие звезды — Скрябин и Рахманинов. Засверкали и продолжают сверкать уже почти сто лет. Скрябин и Рахманинов возвели русскую фортепианную музыку на недосягаемую высоту.

Никогда прежде ни у одного русского композитора фортепианное творчество не было ведущим. Для Скрябина и Рахманинова фортепианные жанры стали основными, составив наибольшую по объему, значительную и характерную часть их творческого наследия.


Русская классическая камерно-инструментальная музыка XIX века по праву занимает место рядом с отечественной оперой, балетом, симфонией. Ее роль в художественном развитии общества огромна. В сое время А.П. Бородин писал Е.К. Альбрехту: «Я глубоко убежден, что камерная музыка представляет одно из самых могучих средств для развития музыкального вкуса и понимания…».


Использованная литература:

  1. Ю. Келдыш. История русской музыки. Государственное музыкальное издательство. Москва, 1954г.

  2. Л.С. Третьякова. Страницы русской музыки. М., «Знание», 1979г.

  3. Н.И. Енукидзе. Русская музыка конца ХIХ начала ХХ века. М., ООО «Издательство «РОСМЭН-пресс», 2002г.

  4. Слово о музыке. Русские композиторы ХIХ века. Составители В.Б. Григорович, З.М. Андреева. М., Просвещение, 1990г.

  5. В.П. Россихина. Беседы о классической музыке. М., Просвещение, 1980г.

  6. История русской музыки. Популярные лекции. М., издательский центр «Академия», 1999г.



Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©muzzka.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница