Римскии-корсаков



Скачать 228.86 Kb.
страница1/3
Дата29.07.2018
Размер228.86 Kb.
ТипСказка
  1   2   3



НИКОЛАЙ

АНДРЕЕВИЧ

РИМСКИИ-КОРСАКОВ

1844—1908

Среди композиторов «Могучей кучки» Римский-Корсаков зани­мает особое место. С его творчеством пышным цветом расцвела в русской музыке сказка. Сказка и песня всегда были душой народа. Именно в сказке народ высказывал светлую мечту о луч­шей доле, о торжестве правды и победе добра над злом, насилием и несправедливостью. Вся жизнь Римского-Корсакова — это без­заветное и бескорыстное служение искусству, верность своим идеалам.

ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ

Николай Андреевич Римский-Корсаков родился 6 марта 1844 года в небольшом городке Тихвине Новгородской губернии, где его отец — бывший губернатор — имел дом. Мать композитора была дочерью крепостной крестьянки. Музыкальные способности ребенка проявились рано. Подобно многим дворянским детям, мальчика стали обучать игре на фортепиано. Старший брат. Рим­ского-Корсакова, Воин Андреевич, был военным моряком, он окончил Морской корпус в Петербурге. Туда же в 1856 году по­ступил и двенадцатилетний Ника.

Занятия в Морском корпусе не особенно привлекали мальчика, хотя до этого он живо интересовался морем, с увлечением читал книги о мореплавателях и в письмах засыпал старшего брата вопросами о морской службе. Причиной охлаждения к профессии моряка была казенная обстановка, царившая в корпусе, — «кадет-

84

ский дух, унаследованный от николаевских времен», — как писал впоследствии Римский-Корсаков.



Музыкальные способности мальчика в эти годы развивались не так быстро, как это могло быть в более благоприятной обста­новке. По воскресеньям, правда, он брал уроки фортепиано, но упражняться в течение недели не имел возможности. Изредка по­сещал концерты и оперные спектакли, причем предпочтение отда­вал опере. Особенно любил он оперы Глинки. - Это увлечение Глинкой разделял и новый его учитель Ф. А. Канилле.

Канилле был прекрасным пианистом, образованным музыкан­том, почитавшим Глинку как великого гения. С Канилле юный Римский-Корсаков изучил немало музыкальной литературы и, кро­ме того, стал пробовать свои силы в сочинении. В конце 1861 года Канилле познакомил своего ученика с Балакиревым. Под руко­водством Балакирева была начата первая симфония. Правда, со­чинение ее вскоре было прервано отъездом Римского-Корсакова. Окончив в 1862 году Морской корпус, Николай Андреевич от­правился в кругосветное плавание на клипере «Алмаз». Плавание продолжалось три года. Все это время Римский-Корсаков мало занимался музыкой, зато много читал, думал, спорил, набирался новых впечатлений, видел много стран, полюбил море, которое не раз потом изображал в своих произведениях.

В 1865 году он вернулся в Петербург. Вскоре закончил свою первую симфонию и она была с успехом исполнена под управле­нием Балакирева. С этого года началась напряженная творческая деятельность Римского-Корсакова. В короткий срок были созданы симфоническая картина «Садко» (1867), симфоническая сюита «Антар» (1868), написанная по восточной сказке О. Сенковского. В эти же годы задумана была первая опера — «Псковитянка» — на сюжет исторической пьесы Л. Мея. В опере нашла отражение борьба между вольными городами Новгородом и Псковом и ца­рем Иваном IV, стремившимся подчинить их единой государствен­ной власти.

В 1873 году «Псковитянка» была поставлена. Особенно вос­торженно приняла оперу студенческая молодежь. Студенты под­хватили песню псковской вольницы «Притупились топоры, зазубрилися мечи» и с молодым азартом распевали ее.

Вскоре Римского-Корсакова пригласили на должность про­фессора Петербургской консерватории по классам сочинения, инструментовки и руководителем оркестра. И Римский-Корсаков с энтузиазмом сам взялся за изучение этих предметов. Впоследствии он написал в своей книге «Летопись моей музыкальной жизни»: «...я вскоре стал одним из лучших ее (кон­серватории.— Э. С.) учеников,— а может быть, и самым луч­шим.— по тому количеству и ценности сведений, которые она мне дала». 'Римский-Корсаков работал так много, что друзья его стали даже опасаться: не помешают ли эти «сухие» упражнения соз­данию вдохновенной и живой музыки. И только Чайковский

85

восхищался трудолюбием Римского-Корсакова и написал ему ободряющее письмо: «Все эти бесчисленные контрапункты, кото­рые Вы проделали, эти 60 фуг и множество других музыкальных хитростей — все это такой подвиг для человека, уже восемь лет тому написавшего «Садко», что мне хотелось бы прокричать о нем целому миру».



В эти же годы Римский-Корсаков много работал над сбор­никами русских песен. Вначале он записал 40 песен от талант­ливого певца-любителя Т. Филиппова и гармонизовал их, а за­тем с горячим увлечением стал разыскивать русские народные песни разных жанров. Особенно его интересовали древние игро­вые и обрядовые песни. Так возник еще один сборник — «100 рус­ских народных песен».

В 1878 году была создана опера «Майская ночь». В своем произведении Римский-Корсаков сумел чутко передать поэзию повести Гоголя, воплотить в музыке колорит теплых, ароматных украинских ночей. В опере использованы подлинные русские и украинские народные напевы, например старинная троицкая пес­ня «Завью венки» и лирическая «Солнце низенько» («Солнышко низко, вечер уж близко»).

В 1880 году Римский-Корсаков написал одно из самых пре­красных и вдохновенных своих произведений — оперу «Снегу­рочка».

В 80-е годы Римский-Корсаков стал дирижировать симфони­ческим оркестром. В эти годы многие из русских музыкантов сблизились с М. П. Беляевым — богатым лесопромышленником и горячим почитателем музыки. В его доме часто устраивались кон­церты, на которых бывали выдающиеся музыканты и актеры. Значительные средства Беляев уделял для нотного издательства и организации Русских симфонических концертов, где дирижером нередко выступал Римский-Корсаков. В 1889 году композитор ди­рижировал двумя концертами за границей на Парижской все­мирной выставке. Под его управлением прекрасно прозвучали произведения Глинки, Даргомыжского. Бородина, Мусоргского. Чайковского, Глазунова и его собственные сочинения. После того Римского-Корсакова пригласили в Брюссель, где блестящая оркестровая пьеса «Испанское каприччио» принесла автору за­служенную славу. В новых произведениях Римского-Корсакова — «Испанском каприччио» и «Шехеразаде» — его мастерство сим­фониста достигло высокой зрелости. Оркестр в этих произведе­ниях представлен разнообразной палитрой ярких красок, а сами произведения захватывают и погружают слушателей в чудный мир сказочно-прекрасных образов.

Однако в эти годы Римский-Корсаков пережил кризис, кото­рый был вызван целым рядом причин. Не могла не повлиять на композитора реакция 80-х годов. Творить в эти годы ему было очень тяжело. В это время написан романс «Анчар» на стихотво­рение Пушкина (его первый вариант). В образе «Анчара», ядо-

витое дыхание которого отравляло все живое, Римский-Корсаков, как и Пушкин, воплотил тяжесть самодержавного гнета. Сильно загружен был Римский-Корсаков и педагогической работой в консерватории, а также в Придворной певческой капелле. В капе­лле плохо было поставлено и общее образование, и инструмен­тальные классы. С потерей голоса мальчиков-певцов просто выго­няли на улицу. Много сил и энергии положил Римский-Корсаков на то, чтобы наладить музыкальное обучение мальчиков в капе­лле. Тяжелые личные переживания также обрушились на него. Умерли двое младших его детей.

Но и в эти трудные годы Римского-Корсакова не покидало надолго вдохновение и трудолюбие. Он создает оперы «Ночь пе­ред Рождеством» (1895) и «Садко» (1896). Оперу «Садко» Рим­ский-Корсаков назвал былиной. Долго изучал он различные варианты былины о новгородском гусляре и мореплавателе Садко. Действие в этой опере происходит в древнем Новгороде. Как живой, встает город в опере — с шумом богатых торговых рядов, с иноземными гостями, разноликой и пестрой толпой, ско­морохами и с обычаями древней старины. Главный герой оперы — молодой удалой гусляр и певец Садко. Велика сила его чудесных песен — приворожил он к себе красавицу-царевну, дочь грозного Морского царя-владыки. Много чудес в этой опере-былине — величественно простой и немного печальной. И неповторимо пре­красна музыка оперы. Неторопливо развертываются в ней собы­тия. Степенным распевным былинным говором написан ряд сцен, например речитатив и ария Садко «Кабы была у меня золота казна». Использованы и подлинные былинные напевы, например в хоре «Высота ли, высота поднебесная». Но, несмотря на свою музыкальную красоту, опера эта в свое время не была принята к постановке на сцене императорского театра. Впервые эту жем­чужину русского искусства зрители услышали со сцены частного театра Мамонтова в Москве.

В эти же годы Римский-Корсаков написал много романсов, среди них «Редеет облаков летучая гряда» на слова Пушкина, «Мой голос для тебя», «На нивы желтые», «Медлительно вле­кутся дни мои», цикл «У моря». Среди оперных произведений выделяется своим драматизмом «Царская невеста» по историко-бытовой драме Л. Мея. В ней повествуется о горькой и бесправ­ной женской доле на Руси. Гибнет чистая, прекрасная и нежная Марфа, гибнет и другая героиня оперы, Любаша — страстная,

беззаветно любящая.

В 1899 году Римский-Корсаков создал чудесную оперу «Сказка о царе Салтане» на сюжет одноименной сказки Пушкина. Уже в этой опере юмор порой перерастает в тонкую и едкую сатиру на окружающую действительность. В последних операх — «Кащее бессмертном» и «Золотом петушке» — эта сатира стала еще бо­лее острой и беспощадной.

В 1904 году композитор закончил оперу «Сказание о невиди-

87

мом граде Китеже и деве Февронии». Описанные в ней события происходят в далекие времена татарского нашествия. Вновь сталкиваются в этом произведении добро и зло, как во многих русских народных сказках. И светлое начало побеждает. Не удается татарам проникнуть в Великий град Китеж, несмотря на предательство. Скрылся от глаз врагов Великий город, опу­стившись на дно озера, лишь в воде отражается он да слышен ликующий звон его колоколов. Ужас охватывает татар, и разбе­гаются они, беспомощные перед свершившимся чудом.



В те годы Римский-Корсаков еще был полон сил и энергии, всего себя отдавал творчеству и педагогической работе. Был он педагогом требовательным, строгим, внимательным, но никогда не был равнодушным. Радовался всему талантливому, умело ру­ководил, терпеливо растил. Человек высокого благородства, передовых взглядов, он был и остается образцом воспитателя и педагога.

События 1905 года глубоко взволновали Римского-Корсакова. В знак солидарности с восставшими студенты консерватории вы­несли решение о прекращении занятий. Полиция потребовала ог профессоров список зачинщиков. Римский-Корсаков стал на сто­рону революционно настроенной молодежи. Свое отрицательное отношение к действиям реакционной дирекции композитор выра­зил в нескольких открытых письмах, напечатанных в газетах. В ответ на все это дирекция уволила Римского-Корсакова из консерватории. В знак протеста консерваторию покинули лучшие ее силы: Глазунов, Лядов, Есипова, Блюменфельд и другие. Воз­мутились все передовые люди России. Ведь Римский-Корсаков был тогда крупнейшим композитором, гордостью русской музы­ки. Отовсюду Николай Андреевич получал письма, проникнутые сочувствием и гневным осуждением. В марте 1905 года силами студентов была поставлена опера Римского-Корсакова «Кашей бессмертный». Спектакль вылился в политическую демонстрацию. Полиция прервала митинг в театре и запретила последующее концертное отделение.

За Римским-Корсаковым учредили полицейский надзор, за­претили исполнять его произведения. Но дальнейшее развитие революционных событий вынудило дирекцию пойти на уступки и пригласить Римского-Корсакова обратно в консерваторию. Ди­ректором ее стал Глазунов.

Под впечатлением революционных событий Римский-Корсаков обработал для симфонического оркестра трудовую бурлацкую песню «Дубинушка».

Последняя опера великого композитора — сатирическая сказ­ка -«Золотой петушок» (по Пушкину). Сам Николай Андреевич писал: «Додона надеюсь осрамить окончательно». Это произве­дение не было допущено цензурой к постановке. В 1908 году Римский-Корсаков скончался от болезни сердца, так и не увидев на сцене свое последнее творение. 88




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©muzzka.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница