Развитие чувства ритма на начальном этапе



Скачать 92.94 Kb.
Дата20.01.2019
Размер92.94 Kb.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр внешкольной работы

городского округа Самара



РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ

Автор-составитель:

педагог дополнительного

образования

И.П. Саветникова

Самара, 2014

Логоритмика — это особый вид речевой работы, который помогает соединить речь с движением, способствует развитию ритмического чувства, а также нормализации и регулированию темпа и ритма высказывания (Жак Далькроз Э., 1922; Волкова Г.А.,1985;, Гринер В.А,, 1958).

На занятиях пением полезно ритмизировать стихи, выполняя их как с музыкой, так и без нее. Выполняя динамические упражнения под музыку, следует помнить, что амплитуду и темп упражнений необходимо согласовывать с глубиной и ритмом дыхания. Общеразвивающие упражнения, выполняемые одновременно с музыкой, улучшают функцию диафрагмы, брюшного пресса, развивает функциональное дыхание, подготавливает к интенсивный голосовым упражнениям, положительно влияют на настроение и эмоции ребенка, вызывая у него чувство радости и бодрости.

Развитие чувства ритма -это сложная задача. Формирование его требует активного освоения музыкально-ритмических соотношений. Этому способствуют музыкально-ритмические движения, игра на простейших инструментах, использование слоговых обозначений, закрепленных за каждой ритмической единицей.

Широкие возможности для выполнения этой задачи представляют ударные инструменты, специально предназначенные для воспроизведения ритма. Однако, до сих пор эти возможности используются недостаточно.

Педагогический опыт показывает, что элементарное музицирование значительно активизирует ритмическое чувство детей, которое развивается в процессе проигрывания знакомых песен на ложках, бубнах, маракасах, при исполнении ритмического аккомпанемента к вокально-хоровому репертуару и произведениям для слушания. Выполняя такие задания, дети активно следят за движением в произведении.

Дидактика предлагает два основных пути развития ритма:



  • использование телодвижений и использование простейших ударных инструментов, которые способствуют не только формированию у детей чувства ритма, но и воспитанию музыкального вкуса;

  • обучение игре на музыкальных инструментах развивает мелкую моторику, координацию движений, слуховой контроль и слуховое внимание.

С помощью ритмических блоков происходит освоение ритмического рисунка в речевых упражнениях. Все упражнения выполняются хором, соло, с чередованием хора и соло, с различной динамикой, в различной тесситуре, в разщличных темпах.

ТА-ТА-та-та-ТА



Мышь бежала от кота



ту-ту-ТУ, ту-ту-ТУ,



Не догнать меня коту.




ты-ты-ты-ты-ТЫ

Вот зеленые кусты



то-то-ТО, то-то-ТО



Коробок из-под лото. П П П l



ТА-та-та-та-та-ТА



Обманула мышь кота!




Музыкальным материалом для этого служат простейшие детские песни, которые делают возможным объяснение таких понятий, как темп, ритм, тема, сильная и слабая доли и т. д. С первых музыкальных занятий необходимо знакомить учащихся со всеми звучащими предметами и тембрами:

  • игрушками с фиксированной мелодией (музыкальные шкатулки, неваляшки); игрушками-инструментами, издающими звук только одной высоты (свирели, дудки, рожки, свистульки); с нефиксированным звуком (бубны, трещотки, коробочки, колотушки);

  • игрушками-инструментами с диатоническим и хроматическим звукорядом (металлофоны, флейты, баяны, колокольчики, цитры, саксофоны и др.)

Педагог поощряет желание учащихся найти или придумать различные способы звукоизвлечения, в том числе собственного тела. Шлепки, хлопки, щелчки, притопы и голосовые вокализации реализуют поисковые действия учащихся в различных импровизационных заданиях. Эти первые попытки творчества начинаются с инструментального звукоподражания. «Как кричит кукушка?» - спрашивает педагог, учащийся должен найти ответ с помощью музыкального инструмента. Более сложным являются задание на нахождение формулы зова: призывы и отклики («АУ!»,»Алло!», «Помоги!»), а также имена и короткие фразы-вопросы «Таня!», «Где ты?», «Кто там?» и т.д.). Ритмический рисунок дети передают «звучащими жестами» (хлопками, шлепками, притопами, шагами, и т. д.). Каждый из звучащих жестов разучивается сначала отдельно, затем их объединяют друг с другом, оперирование звучащими жестами — начало элементарного звукодвигательного музицирования. В дальнейшем движения усложняются — появляются движения пальцев, согласно ритмическому рисунку мелодии; движения на координацию, согласно метру; имитационные движения, при помощи которых драматизируется песня. Музыкальные инструменты, используемые на занятиях, также являются предметом творческой реализации детской фантазии.

Игра в ансамбле развивает такие важные личностные качества учащихся как коллективизм, согласованность действий, умение подчинить свои желания общему делу, самоконтроль и саморегуляцию. Полезно представлять всем учащимся возможность выполнять по очереди различные роли в оркестре: дирижера, рядового исполнителя, солиста. Этот прием позволяет научить «звезд» подчиняться, а застенчивым - проявлять самостоятельность, раскрываться.

В дальнейшем на этапе распевания попевок будут предложены различные упражнения на развитии ритмического чувства.

На материале попевок и песенок полезно проводить с учащимися музыкально-дидактические игры на слуховое внимание, развивать зрительную и слухо-моторную память.(Т. Овчинникова, «Союз художников», Санкт-Петербург, 2005

Основополагающим средством выразительности музыки наряду со звуковысотным мелодическим построением, ладовыми соотношениями, тембральными красками, динамическими оттенками является РИТМ (чередование разных по длительности музыкальных звуков, упорядоченное во времени). Даже слушая музыку, человек активно реагирует движениями своего тела на музыкальный ритм. Движения проявляются как бы инстинктивно (отстукивание ногой, рукой, пальцами, покачивание головой, всем телом и т. п.). Способность, лежащая в основе активного (двигательного) переживания музыки, называется музыкально ритмическим чувством.

Психолог Б. М. Теплов, отмечая моторную природу чувства ритма, указывал, что ритм в музыке носитель определенного эмоционального содержания. Следовательно, чувство ритма имеет не только моторную, но и эмоциональную природу. Оно характеризуется Б. М. Тепловым как «способность активно переживать (отражать в движении) музыку и вследствие этого тонко чувствовать эмоциональную выразительность временного хода музыкального произведения» (Б.М. Теплов. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961, стр. 214).

Без чувства ритма невозможна никакая музыкальная деятельность: будь это пение, игра на инструменте, занятия танцами, восприятие или сочинение музыки. Это значит, что необходимым условием развития чувства ритма у детей является их активное участие в любых музыкальных занятиях. И в слушательской и в исполнительской деятельности у учащихся наступает момент, когда вычленение и осознание ритмических соотношений представляет собой особую задачу. На первых занятиях никакие теоретические знания не должны предшествовать непосредственному ощущению музыкального ритма. Первый этап в процессе развития чувства ритма (их всего два) − восприятие на слух музыкального ритма и непосредственное воспроизведение его в движениях (бег, ходьба, хлопки, отстукивание и т.д.). Второй этап переход от непосредственно мышечного ощущения ритма к его осознанию и накоплению теоретических знаний, неразрывно связанных с практическими навыками. Движения под музыку являются вспомогательным средством, так как, опираясь на моторику, ребенок гораздо глубже воспринимает и осознает отдельные стороны музыкального произведения, передавая в разной степени его общий характер: под бодрый марш двигается четким энергичным шагом, под веселую польку легким бегом, при лирической певучей музыке его (ее) движения становятся мягкими, плавными. В.Сургаутайте, преп. кафедры музыки Педагогического института г. Шауляй в статье «О начальном этапе развития чувства ритма» пишет, что «движения заставляют детей интенсивнее, полнее воспринимать муз. произведение, так как при этом они не только слушают музыку, но и согласовывают свои движения с ее характером». (Музыкальное воспитание в школе. Вып.6. изд. «Музыка», Москва. 1970г., стр.19).

Выполняя предложенные метро-ритмические задания, ученики учатся различать на слух и точно воспроизводить отдельные элементы ритма: ровные доли, пульсацию сильных долей в двухчетвертном и трехчетвертном размерах, темп, длительности (четвертные, восьмые, половинные), несложные ритмические рисунки, фразы.

Успешному сформированию ритмического навыка помогает правильно подобранный музыкального материала. Необходимо, чтобы те элементы ритмической выразительности, которые должен усвоить ученик в движениях, были бы ярко выражены в используемом музыкальном произведении. Например: для «ходьбы под музыку» учащийся прослушает МАРШ ДЕРЕВЯННЫХ СОЛДАТИКОВ из «Детского альбома» П.И. Чайковского, хлопками показывая скорость движения, определит характер музыки. При повторном прослушивании зашагает на месте четким энергичным шагом. Особое внимание уделяется своевременному началу и концу движения под музыку. Это упражнение полезно абсолютно учащимся с различными музыкальными данными. Навык, приобретаемый в результате занятия «ходьбой под музыку является основой для формирования всех последующих.

Усвоив ходьбу под музыку, учащимся предлагается прослушать ПОЛЬКУ П.И. Чайковского и сопоставить оба произведения. На основе полученных ощущений складываются представления о музыкально-ритмических длительностях четвертях и восьмых. Стараясь точнее сформировать у детей эти представления (о четвертях и восьмых), предлагается сменить движения (бег и ходьбу) на хлопки при прослушивании простых детских песенок в двухдольном размере. Например, «Маленькой елочке холодно зимой» М. Красева, «Тень тень» В. Калинникова и т.п. Первый раз, слушая и прохлопывая ритмический рисунок отмечается разница в длительностях (восьмые и четверти)., Ритм исполняется хлопками с пропеванием. Предлагаются различные ритмические диктанты.

Для укрепления полученного навыка (смены шага и бега), можно использовать и новый музыкальный материал с усложнением задания. (отмечаит сильные доли; слабые доли; все доли и т.д.) Эти упражнения развивают в детях очень важное для музыкальных занятий качество − умение правильно распределять внимании, развивают память.

Полезное упражнение − ритмическое сопровождение песен (в двухдольном размере), которые дети хорошо знают: сопровождение хлопками на ровные доли; на сильные; либо на слабые доли, затем в двутактовых мотивах − первую сильную долю (четвертную) дробим на две восьмушки, а остальные оставляем ровными четвертями; следующий вариант: дробим не первую, а вторую сильную долю, остальные оставляем четвертями и т.д. При ритмическом сопровождении песен в трехдольном размере последовательность работы такая же: хлопаем ровные доли; только сильные; только слабые обе; хлопаем сильную и третью слабую, пропуская вторую слабую; еще один вариант вторую долю дробим на две восьмых, первую и третью хлопаем четвертями, и т.д. Если ученик хорошо усвоил четверть и восьмую, можно перейти к половинной длительности, она совмещает в себе две доли − сильную и слабую, обозначается«ТА А». Применение слоговых обозначений в значительной степени способствует развитию у учащихся слухо-ритмических навыков, после нескольких таких занятий они точно различают на слух четверти, восьмые, половинные в разных сочетаниях, совершенно осознанно воспроизводят их, пользуясь слоговыми названиями.



Такая слухо-ритмическая подготовка начинающих маленьких музыкантов является необходимой основой, опираясь на которую у них формируются понятия о длительности нот, о метре, такте и других элементах ритма. Этот методический прием вплотную подводит к нотной записи, фактически остается подменить ритмическую единицу соответствующей нотой, и учащиеся понимают, что звуки разной длины можно не только отхлопать, отстучать или спеть на слогах, но и записать нотами.

Решающее действие на успешность музыкально ритмического развития ребенка оказывает характер его собственной деятельности, поэтому необходимо постоянно стимулировать его интерес к музыкальным занятиям и в классе и дома, развивать его творческую активность, воспитывать самостоятельность. Лишь стойкий интерес к музыке, постоянное стремление познать и освоить что-то новое, сформирует потребность в систематических домашних занятиях и в активной работе во время уроков, что явится залогом и результатом успеха музыкального и исполнительского воспитания вообще.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©muzzka.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница