Работа с учеником над полифоническими произведениями в старших классах школы



Скачать 90.91 Kb.
страница1/2
Дата02.09.2018
Размер90.91 Kb.
  1   2

ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА «РОВЕСНИК»

г. Долгопрудный




Работа с учениками над полифоническими произведениями в старших классах школы.

Материал подготовила: преподаватель высшей категории Штапова Л. А.

Работа с учеником над полифоническими произведениями в старших классах школы.

Работа над полифонической литературой является одной из наиболее сложных областей воспитания и обучения учащихся.

Изучение полифонической музыки не только активизирует одну из важнейших сторон воспитания музыкальной ткани – его многоплановость, но и успешно влияет на общее музыкальное развитие учащегося. Ведь с элементами полифонии ученик соприкасается и во многих произведениях гомофонно-гармонического склада.

Уже с младших классов школы ученик приобщается к постижению разных жанров полифонической музыки. На материале канонов, маленьких фугетт и инвенций, часто построенных на основе народной песенности, дети с естественной для них непосредственностью воспринимают элементарную структуру имитационного двухголосия.

В старших классах при овладении достаточно сложной двухголосной и трехголосной тканью следует исходить из проработки кантиленной полифонии. Одной из первых задач является уяснение учеником формы произведения и заключенного в ней мелодического материала. В общем строении фуги и инвенции преобладает трехчастное изложение - экспозиционная, средняя и репризная части. Порой после экспозиции следует дополнительное проведение темы во всех голосах, называемое контрэкспозицией. Средние же части нередко очень расширены, а реприза значительно укорочена. В своей редакции инвенций, прелюдий и фуг Баха Бузони двойными тактовыми чертами обозначает грани частей формы и даже отдельных ее эпизодов. Это помогает ученику быстрее распознать моменты сходства и различия в мелодическом материале, изложенном на разных расстояниях внутри произведения.

Как же проходит разучивание имитационного полифонического произведения?

Приступая к разбору, ученик должен уяснить для себя образно-интонационный характер темы. Избранная выразительная трактовка темы накладывает свой отпечаток на жанровую определенность интерпретации всего произведения. Вот почему так необходимо тщательно уловить все звуковые тонкости исполнения темы, начиная с первого ее проведения. В образном отношении темы отличаются разными жанрово-характерными чертами (лиричностью, маршевостью, скерцозностью, танцевальностью и т. п.).

В старших классах школы начинается непосредственная подготовка к исполнению самой сложной полифонической формы – фуги. Осуществляется она в основном на изучении фугетт и инвенций.

В январе 1720 г. Бах начал записывать в нотную тетрадь пьесы для обучения музыке своего старшего сына Вильгельма Фридемана. Композитор увлекся этими сочинениями, работал над их усовершенствованием, пьесы уже значительно расширены, более совершенным становится голосоведение, более богата мелизматика.

В 1923 г. Бахом создана третья авторская редакция инвенций (2х-голосная) и симфоний (3х-голосная). Почти не употребляя в то время слово «инвенция» ( от латинского – изобретение, открытие) Бах явно хотел подчеркнуть новизну и своеобразие созданных им двухголосных пьес. Несмотря на свое учебное назначение смысловая и эмоциональная сферы инвенций и симфоний необычайно широка, каждая из этих пьес сама по себе является чудом и не похожа ни на какую другую. Только «гений с бесконечно богатым внутренним миром – писал Швейцер – мог решиться создать тридцать пьесок и при этом придать каждой особый, свойственный только ей индивидуальный характер. О том, какую цель преследовал Бах в инвенциях с полной очевидностью свидетельствует пространное заглавие титульного листа последней редакции цикла: «Добросовестное руководство, в котором любителям клавира, особенно же жаждущим учится, показан ясный способ, как чисто играть не только с двумя голосами, но и при дальнейшем совершенствовании правильно и хорошо исполнять три обязательных голоса, обучаясь одновременно не только хорошим изобретениям, но и правильной разработке, главное же добиться певучей манеры игры и при этом приобрести вкус к композиции!»

Четкое ощущение инструментальной природы инвенций играет очень большую роль в определении той или иной исполнительской трактовки. Поскольку на клавикорде не было никакого передаточного регулирующего устройства, инструмент мог передать любые тончайшие динамические оттенки, а их постепенность всецело зависела от воли исполнителя. Второе достоинство клавикорда – возможность очень певучей, связной игры. Но звук на нем был глухой и слабый, хотя нежный, мягкий и теплый.

Клавесин обладает звуком острым, блестящим, пронзительным, но отрывистым. Градация звучности достигается сменой клавиатур, «мануалов»: одни для извлечения f, другой – p.

На клавесине великолепно звучат быстрые, отчетливые пьесы или пьесы токкатного типа, особенно в двухголосном изложении. Только клавикорд мог вызвать мог вызвать к жизни симфонии f-moll, d-moll, e-moll, a-moll.

Однако важно не забывать, что не слепое подражание клавесину или клавикорду диктует обращение к данным инструментам, а лишь поиски наиболее точного определения характера пьес, правильной артикуляции и динамики. В медленных певучих «клавикордных» инвенций и симфониях легато – слитное, глубоко связное, а в отчетливых, быстрых «клавесинных» пьесах – не слитное, пальцевое, сохраняющее клавесинную разделенность звуков.

Многие учащиеся не имеют понятия о том, что в старинной музыке артикуляция и ритм были важнейшими средствами выразительности.

Также туманны представления учащихся о строении, структуре инвенций и симфоний: в данном сборнике существуют пьесы двухчастные, трехчастные, совпадающие по форме с фугой и приближающиеся к ней.

Почти все двухголосные инвенции двухчастны. E-dur, F-dur и B-dur – трехчастные, а D-dur и d-moll представляют собой фугетты с имитацией в октаву.

Почти все симфонии могут быть названы фугеттами. Они отличаются от фуги тем, что первоначальное изложение темы в них (как и в инвенции) дается не одноголосно, а с сопровождением другого голоса. Исключение составляет симфония Es-dur, прелюдийного характера, имеющая элементы имитационной полифонии.







Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©muzzka.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница