Музыкальный портрет. Может ли музыка выразить характер человека?



Скачать 63.13 Kb.
страница1/4
Дата02.09.2018
Размер63.13 Kb.
ТипРазработка урока
  1   2   3   4

Разработка урока музыки №25 по программе В.В. Алеев, Т.И. Науменко, в 5-х классах.

Тема: Музыкальный портрет. Может ли музыка выразить характер человека?



Цели урока: анализировать многообразие связей музыки и изобразительного искусства; находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусства; различать характерные признаки видов искусства (с учётом критериев, представленных в учебнике); воспринимать и сравнивать разнообразные по смыслу музыкальные интонации в процессе слушания музыки.

Материалы к уроку: портреты композиторов, репродукции картин, музыкальный материал, призентация к уроку, раздаточный материал.

Этапы урока:

I Организационный момент

II Опрос домашнего задания ;Объяснение нового материала:

III –Слушание музыки, работа над дыхание, работа с песней.

IV– Итог урока. Закрепление новых знаний, полученных на уроке .
VI– Домашнее задание. 

Ход урока:



Учитель: Здравстуйте ребята!Урок сегодня мы начнем с опроса домашнего задания (ответы учащихся)

Сегодня на уроке мы продолжаем разговор о связи музыки и изобразительного искусства. Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?

Запись на доске:

«Пусть настроения останутся главной сущностью музыкальных впечатлений,

но они полны также мыслей и образов». Н. Римский-Корсаков.
Ответы учащихся

Учитель: Тема: Музыкальный портрет. Может ли музыка выразить характер человека? Как вы думаете, ребята, а может ли музыка выразить характер человека, под силу ли ей это?

Ответы учащихся

Учитель: На этот вопрос подробно и попытаемся сегодня с вами ответить. Рассматривая картину, мы включаем все наши органы чувств, а не только зрение. И мы слышим, а не только видим, что происходит на полотне. Наш взгляд, по образному определению Александра Ивановича Герцена, становится «слушающим».

c:\users\galina-muz\desktop\урок 25\илья ефимович репин протодиакон. 1877. 2jpg.jpg

И. Репин. Протодьякон

Ребята, всмотритесь внимательно в картину Ильи Репина «Протодьякон», кого вы видите перед собой, опишите.

Ответы учащихся (Перед нами портрет протодьякона - это духовный чин в православной церкви. Мы видим пожилого человека, с длинной седой бородой, грузного, у него сердитое выражение лица, которое придают ему изогнутые брови. У него крупный нос, большие руки - в общем-то, мрачноватый портрет. Наверное, у него низкий голос, может, даже бас.)

Учитель: Вы правильно всё увидели и даже услышали его низкий голос. Так вот, ребята, когда эта картина появилась на выставке художников-передвижников, известный музыкальный критик В. Стасов увидел на ней персонаж из поэмы Пушкина «Борис Годунов» - Варлаама. Точно так же отреагировал и Модест Петрович Мусоргский, увидев «Протодьякона» он воскликнул: «Так ведь это же мой Варлаамище!»

Как вы думаете, ребята что позволило этим двум глубоким и метким наблюдателям увидеть в портрете сходство с персонажем оперы «Борис Годунов»?



Ответы учащихся (Наверное то, что каждому из произведений - и пушкинскому «Борису Годунову», и одноименной опере Мусоргского, и «Протодьякону» Репина присуща одна важная особенность - ярко и достоверно - словом, музыкой, изображением показывать характер человека)

Учитель: Между Варлаамом и Протодьяконом есть, конечно, общее, связанное не только с характером. Протодьякон - духовный чин. Варлаам - монах, бежавший из монастыря и загулявший в корчме на литовской границе. Он подобен персонажу Репина - огромный, пузатый, «лоб имеет плешивый, бороду седую, брюхо толстое». Однако - не это самое главное, что роднит и сближает эти в общем-то самостоятельные образы, возникшие независимо друг от друга. Главное между ними - необузданность нрава, грубость натуры, склонной к обжорству и разгулу. Послушайте, как в опере Мусоргского поёт Варлаам свою знаменитую песню «Как во городе было во Казани». Обратите внимание на тембр его голоса, на особенности музыки – буйной, необузданной, нарочито громкой. Отметьте и манеру исполнения: ведь артист всегда старается подчеркнуть самое важное в характере героя.



Слушание: м. мусоргский. песня варлаама из оперы «борис годунов».
Слушание: ф. шуберт. «маргарита за прялкой». слова и. в. гёте.
Слушание: м. мусоргский. «гном» из цикла «картинки с выставки».



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©muzzka.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница