Кузнецова Н



Скачать 118.33 Kb.
Дата18.07.2018
Размер118.33 Kb.

Кузнецова Н. М.

Курс фортепиано в контексте актуальных проблем

музыкальной педагогики.
Курсу фортепиано в проблеме воспитания будущих музыкантов-профессионалов разных специальностей современная музыкальная педагогика отводит особую роль и обозначает его как предмет первостепенной практической необходимости, значение которого во многом объясняется тем важнейшим комплексом профессиональных навыков, которые приобретаются на занятиях за роялем. Однако определение роли и статуса предмета, его значения - соответственно выдвигает немало актуальных проблем в преподавании. Они не локальны, а выступают в контексте общих современных проблем музыкальной педагогики и высшей школы. Поэтому пути их решения надо искать в соответствии с основным направлением развития музыкально-педагогической науки на современном этапе.

В современной теории и практике музыкального образования обучение музыкантов в основе своей направлено на достижение высокого уровня технического мастерства воплощения образа. При этом неправомерно сужаются представления о творческом процессе, когда необходимость развития общих способностей художественного таланта оказывается в тени. Это, прежде всего, сказывается на ограниченности профессиональных возможностей: неспособности к творческому мышлению, саморазвитию, вследствие чего, сила, творящая самое содержание художественного образа, не является действенным фактором. Часто выпускники, получившие полное музыкальное образование, испытывают большие затруднения не только в чтении с листа, транспонировании, аранжировке, но и в неумении самостоятельно интерпретировать новые произведения, то есть творчески мыслить.

Профессиональная ограниченность и творческая пассивность выпускников музыкальных вузов заставляет современных педагогов-музыкантов заниматься проблемой развития творческих возможностей обучающихся. Их принадлежность впоследствии к духовной культуре предполагает быть артистом, педагогом-воспитателем, просветителем. Поэтому первым и непременным условием обучения певца или инструменталиста, дирижера или музыковеда является "воспитание музыканта вообще". Решению этого вопроса во многом способствовала бы совокупность мер, нацеленных на развитие художественных способностей ученика, на формирование его исполнительского и интеллектуального потенциала, то есть, комплексный подход к развитию молодых музыкантов.

Сегодня такая постановка вопроса является наиболее актуальной в музыкальной педагогике. Ориентация всей системы обучения на воспитание музыканта широкого профиля будет способствовать тому, что выпускник, получив диплом о высшем музыкальном образовании, становится музыкантом, обладающим большими профессиональными возможностями, базирующимися на фундаментальных знаниях и многофункциональной практической подготовке.

Осуществление данной образовательной цели тесно связано с задачами интенсификации обучения и находит воплощение в работах многих ведущих педагогов-исследователей. Их выводы сходятся к единому знаменателю: методологическая установка музыкального образовательного процесса должна быть направлена на концепцию развивающего обучения. Его идея заключается в том, что воспитание профессиональных навыков не является самоцелью, важно уметь использовать приобретенные навыки в различных ситуациях, творчески реализовывая их. На этой идее фиксировал внимание в свое время Г.Г. Нейгауз: "Считаю, что одна из главных задач педагога – сделать как можно скорее и основательнее так, чтобы быть ненужным ученику, то есть привить ему ту самостоятельность мышления, методов работы, самопознания и умения добиваться цели, которые называются зрелостью, порогом, за которым начинается мастерство" (с.168).

Назревшая необходимость воплощения этой идеи в реальность в связи с требованиями времени и широким прогнозированием развития системы музыкального образования приводит современных музыкантов - исследователей к всестороннему рассмотрению вопроса о качестве подготовки выпускника. В частности, эта проблема находит свое отражение в работах Ю.Н. Рагса, А.В. Малинковской, Ф.Г. Арзаманова. В контексте общих задач музыкальной педагогики и высшей школы на современном этапе авторы обозначают принципиальную "модель специалиста" и определяют ее как задачу профессиональной подготовки выпускника в музыкальном вузе. Первоочередные требования к специалисту предъявляются, прежде всего, исходя из социальной функции данной профессии. Необходимые качества современного музыканта, по мнению исследователей, должны повлечь за собой совершенствование содержания учебно-воспитательного процесса путем внедрения новых прогрессивных методов преподавания. Такой подход создаст "предпосылки для будущего непрерывного развития и самосовершенствования специалиста в процессе его деятельности" (с.24-25).

Идея развития учащихся в процессе их обучения всегда была наиболее важной в музыкальной педагогике. Об этом писали многие известные музыканты: "Музыкальное искусство - не только средство эстетического наслаждения, но и великое средство жизненного познания" (с.210). Фортепианная педагогика накопила множество "развивающих" идей и богатый опыт воплощения в классах таких выдающихся педагогов, как: С.И. Савшинский, К.Н. Игумнов, Г.Г. Нейгауз, С.Е. Фейнберг, А.Б. Гольденвейзер, Я.И. Мильштейн. Их безустанная практическая деятельность и методические принципы не только свидетельствуют о постоянных поисках и ярких достижениях на этом пути, но и дают в руки исследователя обширный материал для обобщения и дальнейшего развития.

Остро назревшие современные требования к музыканту-профессионалу диктуют воспользоваться идеей развивающего обучения, комплексным методом преподавания, некогда рекомендованным многими выдающимися педагогами, в том числе и Г.Г. Нейгаузом: "Я думаю, что вечные неизживаемые неполадки на вокальных факультетах, неразрешимые проблемы вокальной педагогики возникают главным образом потому, что преподаватели пения не хотят (или не могут?) пользоваться комплексным методом, не обучают искусству – музыке, а заняты главным образом постановкой голоса" (с.170). Эта мысль уже давно проецируется на содержание обучения студентов многих других специальностей музыкальных вузов.

Чтобы решить столь серьезную проблему в музыкальном образовании важно не только определить цель образовательного процесса, но и практически совершенствовать средства для ее достижения, облекая традиционную форму обучения в новый, нестандартный подход. В этом смысле фортепианное обучение как раз является традиционной и в то же время перспективной формой совершенствования, в которой максимально сконцентрированы практические возможности и развивающие ресурсы. Роль фортепиано совершенно неоспорима и несет в себе основное функциональное значение, так как это "единственный и незаменимый инструмент для обучения музыке по той простой причине, что на фортепиано все решительно можно сыграть и услышать" (с.192).

Действительно, роялю под силу воплотить самые разнообразные партии. Поэтому владеть навыками фортепианного исполнения в равной степени необходимо как композитору и певцу, так инструменталисту и дирижеру. Профессиональная деятельность каждого из них не обходится без участия фортепиано. Тем значительнее его роль в учебно-воспитательном процессе. А в решении ключевой проблемы музыкального образования – формирование самостоятельности творческого мышления – роль фортепиано видится основной. Понимание этого значения повышает и статус предмета как дисциплины первостепенной практической необходимости, являющейся важнейшей составляющей в комплексной системе воспитания профессионального музыканта.

Известно, что более трех веков клавир, а затем фортепиано участвуют в обучении любого музыканта. В эпоху барокко роль клавира в воспитании разностороннего профессионала широкого профиля, особенно велика. Уроки игры на клавире давали не только возможность приобретения практических навыков, расширения кругозора, но и служили благодатной средой для развития художественного мышления. Характерной особенностью эпохи являлось то, что понятие "музыкант" включало в себя роль исполнителя, и композитора, и педагога одновременно. Чуть ли не каждый крупный музыкант являлся основоположником собственной педагогической школы и автором какого-нибудь трактата, излагающего его основные педагогические и исполнительские принципы, его суждения по злободневным вопросам преподавания игры на музыкальных инструментах. А содержание обучения предполагало не только соответствующей всем правилам хорошего исполнения передачи написанного для инструмента произведения, не только умение сочинять фантазии всевозможных видов, а также экспромтом обработать заданную тему по всем правилам гармонии, моментально и безошибочно транспонировать, читать с листа любое произведение, в совершенстве владеть знанием генерал-баса.

Итак, большим набором практических навыков владел профессиональный музыкант, и, поскольку, в основе музыкального исполнительства лежал дух импровизации, владение этим искусством играло огромную роль в определении уровня профессионализма. Всё это являлось следствием того, что содержание учебного процесса имело всеобъемлющий характер. И в этом смысле музыкальная (клавирная) педагогика второй половины XVII – первой половины XVIII веков может быть замечательным примером современной музыкальной педагогике.

В русской музыкальной педагогике фортепианному обучению в деле воспитания музыкантов разных специальностей также придавалось серьезное значение. Основатели первых русских консерваторий А.Г. и Н.Г. Рубинштейны, в утвержденных ими учебных планах, курс фортепиано определяли как обязательный предмет, который занимал лидирующее место после основной специальности. Фортепианному обучению придавалось весьма серьезное значение, поскольку с его помощью предусматривалось развитие обширного комплекса навыков, необходимых для будущей профессиональной деятельности любого музыканта.

Более столетия "обязательное фортепиано" продолжает изучаться в профессиональных учебных заведениях России всеми музыкантами разных специальностей. В течение всего этого времени отношение к курсу фортепиано было неоднозначным. Н. Толстых по этому поводу пишет, что "подобное парадоксальное положение сложилось не в последнюю очередь благодаря тому, что на протяжении столетий обучение пианистов и непианистов (как любителей игры на рояле, так и музыкантов разных специальностей) чаще всего находилось в одних руках" (с.8). Это привело к тому, что постепенно утратилось понимание его значения, в целом снизилось требование к развитию комплекса навыков и пониманию задач и, как следствие, изменились акценты в обучении. Непонимание специфики предмета рождало единую методику преподавания, предполагающую общий репертуар, методы и формы работы. Это проявилось в необоснованной ориентации задач курса на модель концертирующего пианиста, что стало серьезным порогом для студентов со слабым уровнем фортепианной подготовки и ограниченными пианистическими возможностями.

Генеральное направление на высокий уровень специальных технических требований в курсе фортепиано не учитывает как наличие вообще, так и специфику, в частности, основной специальности будущего музыканта, а также психологический барьер и временные возможности обучающегося. Неадекватно расставленные акценты в обучении стали следствием именно непонимания специфики предмета, его роли и значения в воспитании молодых музыкантов. А это, в свою очередь, породило мнение, что курс "обязательного фортепиано" не отличается от "специального фортепиано".

Следствием подобного отношения явилось отсутствие самостоятельной методики преподавания, в которой были бы обозначены специфика, цели, задачи обучения многочисленного контингента будущих музыкантов разных специальностей.

Между тем, курс фортепиано имеет существенные отличия от "фортепиано" как специального предмета. Специфика курса заключается в том, что он способствует не только воспитанию общей профессиональной культуры, формированию музыкально-художественых впечатлений и вкуса, но и воспитанию целого комплекса профессиональных навыков (включая развитие пианистических навыков) будущих музыкантов разных специальностей. Именно с помощью фортепиано они имеют возможность осваивать профессиональную многогранность. Только владение навыками фортепианной игры создает условия обучающимся разным музыкальным специальностям для освоения всех музыкально-теоретических дисциплин – сольфеджио, гармонии, истории музыки, полифонии, анализа форм, постижение которых способствует разностороннему музыкально-художественному развитию студента, формированию его кругозора, накоплению музыкальных впечатлений, а также овладению многими профессиональными знаниями и умениями.

Фортепиано – необходимый инструмент для создания базы специальных профессиональных навыков. За роялем изучаются произведения для хора, аккомпанементы к инструментальным и вокальным сочинениям, приобретаются навыки ансамблевого исполнения, чтения с листа, осваиваются упражнения для постановки голоса (распевки). Для музыковедов урок фортепиано – практическая возможность познакомиться (возможно, путем эскизного прохождения материала) со стилями разных эпох, различных композиторских школ, направлений, а также - единственная возможность реализовать исполнительский потенциал. Неоспорима роль курса и для будущих композиторов, которые постигают свою специальность, прежде всего, за роялем.

В процессе игры на рояле совершенствуется не только весь комплекс профессионального мастерства, но также и исполнительские навыки, воля артистизм – необходимые качества для любого музыканта. Овладение навыками фортепианной игры, развитие пианистических навыков – это овладение определенным методом музыкального мышления, многими компонентами музыкальной речи. Обеспечивая обратную связь, фортепиано выступает как средство практического воплощения усвоенного комплекса профессиональных навыков, знаний, без которых немыслима деятельность любого музыканта. Понимание роли и значения курса фортепиано и адекватная образовательная программа обучения во многом будут обеспечивать успех практической деятельности музыканта, а это – будет определять уровень профессионализма.

В последние десятилетия наметилась серьезная тенденция на современном уровне музыкально - педагогической науки раскрыть проблемы обучения и воспитания музыкантов разных специальностей в классе фортепиано. Появились статьи, методические разработки, новые программы, направленные на совершенствование методов преподавания. Но главное - обозначена специфика предмета как учебной дисциплины, обладающей собственными, отличными от специального фортепиано целями, задачами, содержанием, а, следовательно, методами и приемами педагогической работы. Методологической установкой в содержании образования по курсу фортепиано становится направленность всей системы обучения на воспитание музыканта широкого профиля, то есть такого специалиста, который уверенно владеет программой самостоятельного постижения художественной истины и вооружен разнообразными методами этого постижения. В данном контексте Н. Толстых исследует роль фортепианного обучения, его цели и задачи, анализируя содержание предмета. Особое внимание сфокусировано автором на цели предмета: "Цель курса фортепиано, способствующего комплексному воспитанию творческой личности музыканта-профессионала, в процессе занятий игрой на рояле осуществлять развитие художественно-образного мышления и музыкальных способностей студента, обучая его формам работы за фортепиано, необходимым в профессиональной деятельности" (с.11). Ведущие педагоги-исследователи, в частности, Л. Атремьева и Г. Тараева особенно акцентируют внимание на развивающих возможностях предмета, предлагая пересмотреть содержание обучения.

Ясно поставленная цель и задачи логически высвечивают проблемы методики курса фортепиано. Этот вопрос также сегодня не остается без внимания. Рассматривая дифференцированно задачи обучения на каждом факультете вуза, В. Ныркова в этой связи акцентирует внимание и на специфических формах работы. Таким образом, помимо традиционного репертуарного подхода, получает надлежащее развитие проблема профилизации предмета, то есть обучение, обеспечивающее направленность на основную специальность будущего музыканта. Это предполагает изучение фортепианных партий сочинений, которые исполняются в специальном классе, транспонирование, чтение нот в различных ключах, эскизные изучения новых произведений.

Все эти методы, безусловно, играют значительную роль в повышении качества обучения. Однако они обнаруживают определенную унифицированность, так как не учитывают разный уровень подготовки студентов, а, следовательно - их реальные практические возможности. Во-вторых, и это, пожалуй, главное – многие предложенные методы являют собой, такой процесс, когда постижение происходит посредством воспроизведения. Этот факт как раз и ставит во главу проблемы Л. Артемьева. Автор не без основания считает, что "мыслительная активность студентов очень невелика, элементы его поиска, исследования сведены к минимуму. В формировании только воспроизводящего (репродуктивного) типа мышления учащихся видится один из недостатков современного процесса обучения". Следовательно, именно в способе постижения скрыта проблема в обучении профессионального музыканта. Автор поясняет, что "именно мыслительная, аналитическая деятельность учащихся на занятиях пробуждает их интерес к собственным поискам правильных выводов и решений" (с.107).

Следует отметить, что хотя в последнее время и обнаруживается явная тенденция к изучению вопросов теории и методики преподавания курса фортепиано для студентов разных специальностей, количество их в масштабе весьма актуальной проблемы музыкальной педагогики сравнительно невелико, а степень объема не столь значительна. Отсутствие глубоких научных исследований, посвященных теории и практике фортепианного обучения для студентов разных музыкальных специальностей высшего учебного заведения (консерватории) диктует сделать попытку обобщения этого вопроса и предложить некоторые решения создавшейся проблемы.

Итак, каким же образом можно осуществить развитие аналитического подхода, который обеспечит свободное ситуативное применение полученных профессиональных навыков? Каким образом, помимо традиционного подхода, можно решить проблему развития творческих возможностей?



В этом направлении ведется поиск новых не только по форме, но и по содержанию способов, методик обучения. Все они должны базироваться на таком способе воспроизведения, который будет направлен именно на активизацию аналитического мышления, пробуждающего творческое воображение, на воспитание способности интегрировать полученные знания и затем свободно, творчески ими владеть. И в этом случае новый подход будет выступать не только в контексте прогрессивных идей музыкальной педагогики, их целей и задач, направленных исключительно на развитие аналитических способностей, творческого мышления, обеспечивающих более высокий уровень подготовки музыкантов-профессионалов, но и в контексте первостепенных задач высшей школы.
Каталог: olderfiles
olderfiles -> Управление культуры и архивного дела Тамбовской области
olderfiles -> В истории культуры музыка барокко представляет собой огромную область исполнительской практики, запечатлённой в му
olderfiles -> «Развитие творческого потенциала формирующейся личности, через проектную деятельность на уроках музыки и хорового театра»
olderfiles -> Учебная программа по предмету по выбору Фортепианный ансамбль.
olderfiles -> I. Шумовое загрязнение Шум как одна из важнейших проблем
olderfiles -> Установка «железа» Для того, чтобы установить все колки ровно
olderfiles -> План- задание «Организация методической службы в «моу «сош «лцо» Методическая
olderfiles -> Александр Иванович Доронин Бизнес разведка


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©muzzka.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница