Изучение поведения история и методы 13 Глава Что такое поведение



страница1/421
Дата06.08.2018
Размер7.28 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   421

Проблемы с.78,82,166,266,300,440,465


Предисловие 4

Представление книги 9

1. Изучение поведения – история и методы 13

Глава 1 Что такое поведение? 16

Эволюционная теория 18

Эволюция поведения 22

Таксисы 22

Рефлексы 22

Инстинктивное поведение 23

Врожденные пусковые механизмы 24

Импринтинг 24

Научение 25

Способность к умозаключениям 27

Эволюция человека 27

Резюме 40

Материал для самопроверки 42

Глава 2 Что такое психология? 45

Развитие психологии 46

Рождение научной психологии 50

Заключение 62

Резюме 73

Материал для самопроверки 76

Глава 3 Чем занимаются психологи? 79

Психология и ее разделы 80

Область научных поисков 84

Документ 3.6. Научные исследования и связанные с ними артефакты 97

Выводы 99

Глава 4 Внутренний мир и состояния сознания 107

Употребление наркотических средств и патологические состояния 113

Возбуждающие средства 114

Документ 4.1. Электрическая активность мозга 121

Резюме 134

Досье 4.1. Как мы спим? Почему мы видим сны? 134

Глава 5. Наше восприятие мира 145

Внимание и восприятие 154

Экстрасенсорное восприятие 160

Резюме 180

Глава 6 Мотивационная и эмоциональная активация 196

Мотивация и эмоции 197

Эмоции 211

Резюме 252

3. Высшие функции и обработка информации 265

Глава 7 Научение 266

Адаптация и научение 266

Глава 8 Память, мышление и общение 308

Память 308

Мышление 319

Речь 327


Теории научения 329

Документ 8.1. Сенсорная память 332

Резюме 350

Материал для самопроверки 360

Ответы на вопросы 367

Глава 9 Адаптация и творчество 367

Интеллект 367

Резюме 406

Литература 421

Материал для самопроверки 424


Годфруа Ж.

Г59 Что такое психология: В 2-х т. Т. 1: Пер. с франц.-М.: Мир 1992.-496 с., ил.

ISBN 5-03-001901-4

Книга канадского автора. Учебник общей психологии с основами физиологии высшей нервной деятельности. В первом томе рассмотрены подходы и методы психологии сознания эмоции и мотивации, научение, память, интеллект и творчество.

Для студентов-биологов, психологов, медиков, педагогов-и всех читателей итересующихся вопросами психологии



Редакции lumepamypbi no биологии

© 1988 Pierre Mardaga, editeur

© перевод на русский язык, Алипов Н Н . Пегелау А. В., Эстрина Т. Я , 1992
Предисловие редактора перевода

Во все времена человечество интересовал конкретный человек, его внутренний мир, причины и закономерности возникновения тех или иных его поступков, законы поведения в обществе себе подобных. Не менее интригующей казалась задача понять, как возникают мысленные образы, что такое сознание, мышление, творчество, каковы механизмы этих явлений. Всем этим занимается психология, которая с момента своего возникновения пыталась и пытается стать наукой, до сих пор балансируя где-то между искусством, наукой и верой.

Такая неопределенность положения психологии связана с тем, что исторически она всегда находилась под мощным прессом идеологи­ческих воззрений общества. Очень часто развитие многих областей психологии определялось и поощрялось политическим строем государ­ства и господствующей идеологией.

В нашей стране поколения психологов воспитывались в основном на догматическом, огульном отрицании многих достижений научной мыс­ли, которые не укладывались в существовавшие идеологические каноны. Яркими примерами служат полное отрицание психоанализа, однобокие представления о воспитании и формировании личности, потребностей и т.д. Желание создать советскую психологию обернулось кризисом психологии в нашей стране. Этот кризис углубляется и отмежеванием ряда психологов от мировых достижений, нежеланием знать и использо­вать результаты, полученные естественными дисциплинами, в частности нейронауками, в области познания человека и его природы. Следствием всего этого явилась фрагментарность знаний и отсутствие базового фундаментального образования при подготовке молодых специалистов. А это в свою очередь вызвано и тем, что при наличии отдельных высококвалифицированных психологов в СССР отсутствует полнокровный учебник по психологии, в котором были бы изложены самые современные данные по всем областям этой науки. В результате -несоответствие подготовки молодых специалистов-психологов в СССР ми­ровому уровню.

В связи с этим кажется важным, что издательство «Мир» дало прекрасную возможность советскому читателю познакомиться с очень интересной книгой франко-канадского психолога Годфруа – профессора с большим лекторским опытом. Книга, названная автором во француз­ском варианте «Пути психологии», характеризуется рядом важных особенностей, позволяющих использовать ее в качестве основного учеб­ного пособия для студентов колледжей, институтов и университетов а также и как руководство для преподавателей.

Предисловие редактора перевода

Моим детям Фредерике и Кристофу
Во-первых, она энциклопедична. В ней не только представлены все существующие научные направления психологии, но затрагиваются и последние достижения в самых различных областях психологических знаний. Автор рассматривает не только традиционные проблемы вос­приятия, памяти, мышления и т. д., но и вопросы естественно-научного познания внутреннего мира с помощью медитации, смело привлекает данные социобиологии при объяснении поведения людей в обществе.

Во-вторых, в книге привлекает научность изложения и интерпретации результатов. Материал учебника максимально деполитизирован. Это очень важное достоинство книги; при ее написании автор руководство­вался убеждением, что наука становится наукой только тогда, когда философская дискуссия перестает быть единственным методом познания, уступая место точному и систематическому эксперименту. Всю книгу пронизывает мысль об однозначной зависимости психологических за­кономерностей от деятельности мозговых механизмов.

В-третьих, материал книги очень хорошо организован дидактически. Книга легко, увлекательно читается. Но главное в том, что материал книги организован как бы на нескольких уровнях сложности. Основной учебный материал изложен в начале каждой главы. Затем каждый раздел главы расширяется за счет дополнительных данных в разделе «Докумен­ты». Отдельные главы (приложения А и Б) дают расширенное представ­ление о механизмах мозговой деятельности и методах статистического анализа в психологии. Существенно наличие вопросника после каждой главы для контроля или самоконтроля усвоения учебного материала студентом. Вопросы при желании легко ввести в ЭВМ, что позволит преподавателю проводить компьютеризованный контроль подготовки к экзамену и облегчит самоподготовку учащихся.

В целом книгу можно рекомендовать в качестве основного учебника по психологии на младших курсах психологических и педагогических факультетов, а также как учебное пособие для биологических, медицин­ских и технических вузов. Безусловно, книга представит интерес для всех, кто интересуется природой человека, кого волнуют тайны психики, ее закономерности и механизмы.



Профессор Г. Г. Аракелов

Работа по переводу книги была распределена следующим образом:

Т.Я. Эстрина-гл. 1-3; А.В. Пегелау-гл. 4-6; Н.Н. Алипов-гл. 7-9, приложение Б; В. В. Свечников-гл. 10-12, приложение А.

Чем больше я узнаю человека, тем больше я лю6лю свою собаку, говорил дурак.

Чём больше я узнаю человека, тем больше я его люблю, говорила собака.

Чем больше я узнаю, тем больше я люблю, говорил человек.

Жан Марсенак




Предисловие автора
От деревьев до первых поселений
Таблица 1.1. паспорт для космоса
Царство animalia планета
Социальная и культурная эволюция
Агрессивность человека
Документ 1.1. уровни поведения и эволюция
Документ 1.2. миграция лососей - инстинктивное поведение или результат научения?
Документ 1.3. охрана территории у колюшки
Документ 1.4. материнский инстинкт или научение?
Документ 1.5. собака, обезьяна и способность к умозаключениям
Документ 1.6. эволюция человекообразных обезьян и гоминид
Литература chapoutier g., kreulzer m., menini с.,
Заполнить пробелы
Верно или неверно?
Выбрать правильный ответ
Ответы на вопросы
Донаучная психология. первые западные философы
От конца античной культуры до середины средневековья
От эпохи возрождения до xix века
Зарождение естественных наук.
Психология в xviii и xix веках.
Структуралистский подход
Функционалистский подход
Психология в xx столетии
Бихевиористский подход
Психофизиология.
Социобиология.
Когнитивный подход
Гештальтпсихология.
Конструктивизм.
Когнитивная психология.
Психоаналитический подход
Социлыю-психологический подход
Является ли поведение врожденным или приобретенным?
Является ли развитие индивидуума направленным?
Детерминированы ли мы или обладаем возможностью свободного выбора?
Теории и социально-экономический контекст.
Эклектический подход.
Документ 2.3. душа и тело: 1+1=2 или 1 + 1 = i?
Документ 2.4. четыре этапа, составляющие научный метод
Документ 2.5. в лаборатории вундта в 1879 году
Документ 2.6. функционалисты и роль сознания
Документ 2.7. структуры и функции
Документ 2.8. утверждение бихевиористской веры уотсона
Документ 2.9. социобиология и размножение
Документ 2.10. младенцы и гештальт
Документ 2.11. пятилетний ребенок и «равновесие»
Документ 2.12. повседневная жизнь и «бессознательное»
Документ 2.13. путь к самовыражению
Документ 2.14, покорность и пытка
Клинический психолог
Психолог-консультант
Школьный и промышленный психолог
Педагогический психолог и психолог-эргономист
Другие разделы практической психологии
Генетическая психология
Психология личности
Наблюдение в естественных условиях
Корреляционный анализ
Экспериментальная группа и контрольная группа
Переменные факторы в эксперименте
Возможные искажения
Обработка данных
Публикация сообщения
Эффект аудитории
Эффект первого впечатления
Документ 3.7. плацебо, пигмалион и двойной слепой метод
Верно или неверно
Медленноволновый («медленный») сон
Парадоксальный сон
Разнообразие измененных состояний
Малые стимуляторы
Нейродепрессанты
Барбитураты и транквилизаторы
Галлюциногены и психоделитики лсд
Марихуана и гашиш
Использование психотропных препаратов и болезненное пристрастие к ним
Наркотики и внутренний мир человека
Документ 4.2. картография внутреннего пространства
Континуум восприятие - медитация
Континуум восприятие-галлюцинация
Документ 4.3. биологические часы
Документ 4.4. внешняя обратная связь
Документ 4.5. общедоступная медитация
Документ 4.6. гипноз: измененное состояние или черта личности?
Документ 4.7. состояние сознания перед смертью
Документ 4.8. классификация психотропных веществ
Медленноволновый сон
Быстроволновый сон (стадия бдг)
Расстройства сна
Нарколепсия и каталепсия.
Синдром скоропостижной смерти.
Заполнить пробелы:
Ограничения, связанные с органами чувств
Роль предшествующего опыта
Организация наших восприятии
Восприятие мира в трех измерениях
Адаптация и привыкание
Факторы, определяющие внимание
Избирательное внимание
Физиологический порог и порог восприятия
Высокая интенсивность
Перцептивная защита
Подпороговое восприятие
Сенсорная изоляция
Документ 5.1. мир клеща
Документ 5.2. связь между современной физикой, нейронаукой и психологией
Документ 5.3. от стимуляции к восприятию
Документ 5.4. гипотезы и предшествующий опыт
Документ 5.5. сенсорные способности новорожденного
Зрительное восприятие
Слуховое восприятие
Документ 5.6. движение и время
Восприятие времени.
Документ 5.7. зрительные иллюзии
Документ 5.8. расширение зрачка при восприятии обнаженного человека
Документ 5.9. сенсорная изоляция,
Досье. 5.1. наука и паранормальные явления
От анекдота к официальному признанию
Лабораторные исследования
Статистически значимые результаты
Личные факторы
Объяснения и модели
Критика скептиков
Теория биологических побуждений
Теория оптимальной активации
Иерархия потребностей
Потребности в привязанностях, любви, в причастности к группе
Глава 6 стремление избежать боли
Сексуальность
Женщина и сексуальность.
Гомосексуальность.
Материнское поведение
Привязанность
Факторы, определяющие эмоции
Эмоции и уровень бодрствования
Эмоции и восприятие
Эмоции, эволюция и интеллект
Документ 6.1. терминология, относящаяся к мотивации
Документ 6.2. гидромеханическая модель мотивации
Самореализация
Документ 6.3. секты и внутренняя мотивация
Документ 6.4. когда электрошок порождает удовольствие
Документ 6.5. оргазм: все в голове 1
Оргазм плато
Документ 6.6. детеныши обезьян, влюбленные в манекен
Документ 6.7. сексуальные роли и «образ» отца
Документ 6.8. можно ли обнаружить ложь?
Документ 6.9. когда сама информация несет эмоциональный заряд...
Немой фильм "дедраматизирующий" комментарий
Документ 6.10. обезьяны, крысы и язва желудка.
Документ 6.11. жизнь, стресс и вы
Гибли- причины стресса
Б. на уровне учебы
Г. на уровне личных установок
Д. на уровне здоровья
Досье 6.1. агрессивность: врожденная или приобретенная мотивация?
Причинные факторы
Телевидение и жестокость
Выбрав правильный ответ
Виды научения
Привыкание и сенсибилизация
Условные рефлексы
Научение методом проб и ошибок
Различные стороны процесса подкрепления
Угасание, дифференцировка и генерализация
Научение путем наблюдения (подражания модели)
Латентное научение
Обучение сложным психомоторным навыкам
Научение путем инсайта
Научение путем рассуждений
Перцептивное научение
Выработанная способность и ее реализация.
Документ 7.1. павлов, уотсон и классическое обусловливание
Документ 7.2. законы обусловливания
Принцип подкрепления (по скиннеру).
Документ 7.4. созревание, научение и критические периоды
Досье 7.1. роль врожденного и приобретенного в научении
Физическая конституция
Биологические ритмы
Глава 7 инстинктивные склонности
Влияние предшествующего опыта
Структура памяти
Кратковременная память
Долговременная память
Роль некоторых факторов.
Процессы, связанные с памятью
Хранение (архивизация)
Факторы, влияющие на забывание
Неиспользование информации и ее характер.
Память и мышление
Позитивная роль памяти.
Негативная роль памяти.
Процессы мышления
Решение проблем
Стратегии мышления
Рациональный перебор.
Систематический перебор.
Теории развития когнитивных процессов
Когнитивистские концепции
Концепция брунера.
Концепция пиаже.
Мышление и речь
Общение и язык
Теории развития речи
Преформистские теории
Релятивистские теории
Конструктивистская теория
Документ 8.2. образы и память
Последовательные образы
Эйдетические образы
Мысленные образы
Документ 8.3. мнемотехнические приемы
Методы группировки
Метод акронимов и акростихов
Метод парных ассоциаций
Документ 8.4. нарушения памяти на события, восприятия, действия или слова
Амнезии (нарушения памяти на события)
Агнозии (нарушения восприятия)
Апраксин (нарушения программирования движений)
Афазии (расстройства речи)
Расстройства активной речи (устной или письменной)
Нарушения восприятия речи
Нарушения чтения
Документ 8.5. лжесвидетельство или просто «недоразумение» во взаимоотношениях между памятью и речью?
Документ 8.6. гипотезы, дедукция и формальное мышление
Документ 8.7. дети и психолингвистика
Документ 8.8. а что, если бы обезьяны могли говорить?
Досье 8.1. исследования памяти
Локализация функций памяти
Голографическая гипотеза.
Физическая природа следов памяти
Биохимические гипотезы.
Новые нейрофизиологические подходы.
Структура интеллекта
Интеллект и первичные способности
Специфика интеллектуальной активности в зависимости от выполняемой задачи
Уровни интеллекта
Истоки интеллекта
Факторы интеллектуального развития
Другие врожденные факторы.
Хромосомные аномалии.
Нарушения питания плода.
Заболевания в период беременности.
Факторы окружающей среды
Психическая стимуляция.
Влияние числа детей в семье.
Социальное положение.
Социальное положение и школьная успеваемость.
Оценка интеллекта
Первый тест и представление об умственном возрасте
Б. задания шкалы интеллекта векслера для детей (wisc)
Невербальная шкала
Понятие о коэффициенте интеллектуальности (iq)
Другие тесты на интеллект
Таблица 9.2. распределение интеллекта по тестам на iq11
Распределение уровня интеллекта
Интеллект, решение проблем и творчество
Линза генератор излучения
Конвергентное и дивергентное мышление
Особенности творческого мышления
Гете вольтер декарт диккенс франклин гюго моцарт леонардо да винчи дарвин
Документ 9.2. какая нужна школа и для кого?
Школа и преобладающая культура
Документ 9.3. следует ли отказаться от тестов на умственное развитие?
Документ 9.4. «нормальный» и «аномальный» интеллект
Умственно отсталые лица
Ранние интеллектуалы
Документ 9.5. интеллект и творчество; ребенок, особенности его личности и его семья
Место ребенка в семье
Личностные качества ребенка
Личностные свойства родителей
Взаимоотношения между родителями и детьми
Досье 9.1. является ли интеллект врожденным или приобретенным?
Генетические теории интеллекта и евгеника
Применение тестов
Результаты исследований
Эпигенетический подход
Уровень, соответствующий взрослым
Досье 9.2. интеллект компьютера и интеллект человека
Человеческий мозг и компьютер
Искусственный интеллект и человеческое мышление
Компьютер и ускорение умственного развития
Public health
Выбрать правильные ответы
Часть 1. изучение поведения история и методы
Глава 2. что такое психология? ................
Глава 3. чем занимаются психологи? ..............
Часть 2. сознание и активация
Глава 5. наше восприятие мира ................
Глава 6. мотивационная и эмоциональная активация ........
Часть 3. высшие функции и обработка информации
Глава 8. память, мышление и общение
Глава 9. адаптация и творчество



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   421


База данных защищена авторским правом ©muzzka.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница