Балтийская международная академия



страница1/50
Дата26.01.2019
Размер3.75 Mb.
ТипПрограмма курса
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   50


БАЛТИЙСКАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ

НАУЧНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫХ И ГУМАНИТАРНЫХ ПРОБЛЕМ



Проф. В.Никифоров

ЛОГИКА И РИТОРИКА

Информационно-методический комклекс

Рига, 2014

РЕЦЕНЗЕНТЫ:

В. Качан – доктор философии, асс. профессор

А. Габриэлян – доктор права, доцент

СОДЕРЖАНИЕ

ПРОГРАММА КУРСА …………………………………. ………………… 5

Статус и место курса в структуре бакалаврской образовательной программы. Цель. Основные задачи курса. Результаты изучения дисциплины. Требования к самостоятельной работе студентов. Основеык понятия учебной дисциплины.



ВВЕДЕНИЕ ………………………….………………………………………


Основные цели курса. Основные задачи курса. Ожидаемые результаты изучения дисциплины
СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ………6

1.СТРУКТУРА МЫШЛЕНИЯ И ЛОГИКА………………………………

Мышление и язык. Содержание и логическая форма мысли. Предмет и значение логики. Вопросы для самоконтроля.
2 ПОНЯТИЕ …………………………………………………………………

Понятие и термин. Признаки предметов и семантическое значение терминов. Логическая структура понятия. Логическое отношение между понятиям. Логические операции с понятиями. Определение понятия. Правила классического определения понятий. Деление понятия. Сущность и виды деления понятий. Вопросы для самоконтроля.
3. СУЖДЕНИЕ ………………………………………………………………

Общая характеристика суждения. Простые категорические суждения. Общеутвердительные суждения. Распределенность терминов в суждении. Содержзательная и формальная истинность суждений. Отношения между суждениями по истинности. Сложные суждения. Модальность суждений. Вопросы для самоконтроля.
4. 3АКОНЫ ЛОГИКИ ………………………………………………………

Закон тождества. Парадоксы в мышлении. Закон исключенного третьего. Закон достаточного основания. Вопросы для самоконтроля.

5. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………

Общая характеристика умозаключени Структура умозаключения Непосредственные умозаключения Простой категорический силлогизм. Правила силлогизм. Фигуры силлогизма. Модусы категорического силлогизма Сокращенные умозаключения. Сложиый силлогизм Сложносокращенные силлогизмы. Сориты и эпихейрема Индуктивные умозаключения. Полная индукция Неполная икдукция. Вопросы для самоконтроля.



6. ТЕОРИЯ АРГУМЕНТАЦИИ …………………………………………….

Доказательство и опровержение. Структура и способы доказательства. Понятие и структура опровержения. Логические правила доказательства и опровержения. Ошибки, совершаемые относительно доказываемого тезиса. Логические правила и ошибки пo отношению к демонстрации. Вопросы для самоконтроля.

7. ИСТОРИЯ ОРАТОРСКОГО ИСКУССТВА …………………………

Риторика в Древней Греции ( V в. до н.э. - I в. н.э.). Риторика Древнего Рима ( I в. до н.э. – V в. н.э.). Риторика Средневековья (VI – XV вв.). Риторика эпохи Возрождения (середина ХIV в. – первые десятилетия XVI в.). Риторика Нового времени (XVI в. – начало XX в.). Развитие риторики в Западной Европе. Развитие риторики в России. Риторика Новейшего времени (начало XX в. – по наст. время). Риторика: генезис социальных функций. Вопросы для самоконтроля.


  1. ПУБЛИЧНАЯ РЕЧЬ ……………………………………………………

Подготовка к выступлению. Вступление. Основная часть. Заключение Композиция выступления. Требования, предъявляемые к речи. Лексические приемы речи. Техника речи. Культура речи. Общериторические законы Общие правила публичного выступления Основные средства публичной речи Стимулирование интереса и внимания аудитории Индивидуальные речевые типы. Вопросы для самоконтроля.
9. ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ ………………………………………………….

Беседа. Совещание. Десять правил подготовки и проведения совещаний. Речевое поведение руководителя совещания. Советы руководителям совещаний. Переговоры. Интервью. Презентации Правила деловой переписки. E-mail и SMS - общение. Телефонные деловые разговоры. Вопросы для самоконтроля.





  1. ОСНОВЫ ПОЛЕМИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА ……

Основные правила ведения полемики. Технология полемики. Полемические приемы. Полемические уловки. Вопросы для самоконтроля.

ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ …………………………………….

ПЛАН СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ ……………………………………………

КОНТРОЛЬНЫЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ЗАДАНИЯ ………………………..

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРУТУРЫ ………………………………
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЛОГИКА И РИТОРИКА»

Статус и место курса в структуре бакалаврской образовательной программы.

Учебнпая дисциплина является для всех бакалаврских программ обязательной общеобразовательной. Читается во втором семестре после обязательной общеобразовательной дисциплины «Теория и методика учебной и научной работы студента».
Целью является формирование у обучаемых следующих компетенций: 

инструментальной - логически обоснованный анализ текстов и выступлений, рациональная технология подготовки и проведения переговоров, совещаний, консультирования и других форм общения.

информационной – способности к проведению логически кооректного поиска, перегруппировки и использования информации;

коммуникативной – доказательность и убедительность публичнх выступлений и деловаых диалогов.


Основные задачи курса – формированик у обучаемых:

1) системы необходимых логических знаний;

2) навыков самостоятельного оперирования логическими знаниями;

3) умений использовать логические знания при анализе текстов и выступлений, решении логических и других задач;

4) программы мыследеятельности не позволяющие строить логически неправильные рассуждения.
В результате изучения дисциплины студенты должны:
знать: основные положения классической и современной логики и риторики;

иметь навыки: составления различных видов речей, корректные и некорректные приёмы ведения спора, особенности монологической и диалогической формы речей, специфику различных стилей речи и форм их использования на практике; моделирования ситуаций делового общения с учетом его целей, средств и предполагаемых реакций; навыками речевого взаимодействия с разными конфессиональными группами и категориями населения; навыками описания ситуаций делового общения и обработки полученных данных с целью выявления и предотвращения коммуникативных ошибок.;

обладать умением: применять полученные знания при логическом анализе текстов и выступлений; определять цели и форму адекватного делового общения; выбирать наиболее эффективные средства общения; применять вербальные и невербальные средства для реализации цели деловой коммуникации; прогнозировать речевое и неречевое поведение собеседника; эффектно и убедительно выступать и вести деловые диалоги.
Требования к самостоятельной работе студентов

Самостоятельная работа студентов должна быть организована с учетом практикоориентированной профессиональной подготовки и направлена на формирование специальных умений и навыков, необходимых для осуществления делового взаимодействия в области религиоведения.

Основные понятия учебной дисциплины
Мышление, объект, образ. , язык, речь.

Логика, объект логики, предмет логики.

Понятие, содержание понятия, объем понятия, виды понятий, определения понятий.

Суждение, структура суждения, виды суждений, истинность суждений, логический квадрат.

Объективная истина, абсолютная истина, относительная истина, формальная истинность. Закон, правило, законы логики, закон тождества, закон непротиворечия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания.

Умозаключение, дедуктивное умозаключение, силлогизм, индуктивное умозаключение, умозаключение по аналогии,

Теория аргументации, убеждение, доказательство, опровержение, логическая структура доказательства, тезис доказательства, основание доказательства, аргумент, факт, способы доказательств, логические ошибки в доказательствах.

Риторика, общая риторика, частная риторика, неориторика.

Публичная речь, структура публичной речи, композиция выступления, техника речи. культура речи, лексические приемы речи, речевые типы.

Деловое общение, установки участников делового общения, правила делового общения, принципы эффективного делового общения, деловая беседа, совещание, переговоры, правила ведения переговоров, Гарвардская школа переговоров, Уортонская щкола информационных переговоров, интервью, презентация, E-mail и SMS - общение, телефонные деловые переговоры.

Полемика, цели полемики, полемические средства, технология полемики, полемические уловки, правила полемики.
СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


  1. Структура мышления и логика. Язык и мышление. Содержание и логическая форма мысли. Предмет и значение логики.

  2. Понятие. Понятие термина. Семантическое значение термина. Логическая структура понятия. Содержание и объем понятия. Отношение между понятиями. Логические операции с понятиями. Обобщение, ограничение, определение и деление понятий.

  3. Суждение. Общая характеристика суждения. Суждение как форма мысли. Простые категорические суждения. Классификация простых суждений. Распределенность терминов в суждении. Логический квадрат. Сложные суждения. Понятие истины. Объективность истины. Абсолютная и относительная истины. Критерии истины. Содержательная и формальная истинность суждений. Отношение суждений по истинности. Конъюнктивные, дизъюнктивные, импликативные и эквивалентные суждения. Отрицание суждений. Модальность суждений.

  4. Законы логики. Общая характеристика законов мышления. Закон и правило. Закон тождества. Закон непротиворечия. Закон исключенного третьего. Закон достаточного основания.

  5. Умозаключения. Общая характеристика умозаключений. Структура умозаключений. Классификация умозаключений. Непосредственное умозаключение. Превращение, обращение, противопоставление. Непосредственные умозаключения по логическому квадрату. Дедуктивные умозаключения. Простой категорический силлогизм. Правила силлогизма. Фигуры и модусы силлогизма. Сокращенный, сложный и сложносокращенный силлогизм. Индуктивные умозаключения. Полная, неполная популярная и научная индукция. Умозаключение по аналогии. Логические средства повышения достоверности умозаключений по аналогии.

  6. Теория аргументации. Доказательство и опровержение. Логическая структура доказательства. Способы доказательства. Понятие и структура опровержения. Логические правила доказательства и опровержения.

7. Возникновение и становление риторики как науки. Риторика в Древней Греции ( V в. до н.э. - I в. н.э.). Риторика Древнего Рима ( I в. до н.э. – V в. н.э.). Риторика Средневековья (VI – XV вв.). Риторика эпохи Возрождения (середина ХIV в. – первые десятилетия XVI в.). Риторика Нового времени (XVI в. – начало XX в.) . Риторика Новейшего времени (начало XX в. – по наст. время). Риторика: генезис социальных функций.

8. Публичная речь. Структура публичной речи. Композиция выступления. Требования, предъявляемые к речи. Лексические приемы речи. Техника речи. Культура речи. Стимулирование интереса и внимания аудитории. Индивидуальные речевые типы

9. Деловое общение. Специфика, содержание и формы делового общения. Деловая беседа. Совещание. Переговоры. Интервью. Презентации. Правила деловой переписки. E-mail и SMS - общение. Телефонные деловые переговоры.

10. Основы полемического мастерства. Полемика: сущность, цели, средства. Основные правила ведения полемики. Технология полемики. Полемические уловки



ВВЕДЕНИЕ

В Балтийской международной академии (БМА) и Балтийском институте психологии и менеджмента (БИПМ) курс «Логика и риторика» с 2013-14 уч. года читается как обязательная общеобразовательная учебная дисциплина для студентов всех специальностей.

Основой предлагаемого информационно-методического комплекса явились циклы лекций по логике, читаемые автором студентам с 1992 г., а также предшествующие издания: В.Никифоров. Проблемы повышения эффективности публичного выступления. Рига, 1982. -36 с.; В.Никифоров. Методика дискуссии: анализ проблемной ситуации и постановка проблемы. Рига,1990. -36 с.; В.Никифоров Теоретические основы педагогики высшей школы. Рига: БРИ, 2003. -109 с.; В.Никифоров. Логика: курс-конспект и контрольные задания для студентов заочного и дистанционного обучения. Рига, 2009. -104 с.
Автор благодарит ас. проф. Всеволода Качана, доц. Армена Габриэляна за конструктивные советы по содержанию рукописи и Ирину Ефимкину за помощь в подготовке ее к изданию.

СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ




  1. СТРУКТУРА МЫШЛЕНИЯ И ЛОГИКА

    1. Мышление и язык

    2. Содержание и логическая форма мысли

    3. Предмет и значение логики



1.1.Мышление и язык
Возникающие в сознании образы внешних объектов, явлений или процессов не являются их копиями и не обладают никакой «похожестью» на них. Сознание – функция мозга, а мозг – материальный объект в котором протекают биофизические, биохимические и другие материальные процессы. Мысль возникает в результате соотнесения этих материальных процессов с вызывающими их возникновение объектами. Из сказанного следует, что мысль – состояние мозга и как таковое принципиально неотделимо от него.

Мысли выражаются через речевую деятельность. В речи “отпечатываются” и содержание и форма мысли, поэтому анализ мышления неотделим от анализа языка.


Язык – это система условий и правил порождения и интерпретации речи в виде языковых знаков (слов и словосочетаний), которым придаются определенные семантические (смысловые) значения.
Всякая языковая система состоит из:

а) лексики – множества слов и словосочетаний, специфичных для данного языка;

б) грамматики – правил построения и интерпретации языковых выражений (предложений).

Любой язык представляет собой средство для выражения в речи мыслей. Смысловое и предметное значение любого слова или словосочетания состоит в его обозначающей функции. Всякий языковой знак (будь то естественного или искусственного языка) всегда обозначает определенный существующий или воображаемый объект. Обозначаемые языковыми знаками (словами, символами, формулами) вещи и явления – денотаты языковых знаков – могут быть как материальными, так и идеальными, например, – идеальный газ, абсолютно черное тело, и т.п.

Грамматическая структура, синтаксис языка появляется в речи. Синтаксис существует, во- первых, в форме навыков речевой деятельности и, во-вторых, в форме осознанных правил построения речи из слов и словосочетаний в соответствии с их семантическими значениями.

Знание языка заключается в овладении человеком лексикой (совокупностью языковых знаков) и синтаксисом языка. Индивид усваивает язык определенного языкового общества посредством собственного опыта. Практическое использование индивидом личного языка осуществляется в его речи.




Появление же новой риторики связано с европой,
Отчетливое произношение, хорошо поставленный голос.
Умение общаться обусловливается тремя основными составляющими:
Согласно принципиальным переговорам по «гарвардскому методу»:
Чрезмерные требования:
Ссылка на ограничения:
Диверсия против тезиса:



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   50


База данных защищена авторским правом ©muzzka.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница